XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

488 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII ями и магическими практиками, за что получали материальное вознаграждение. Возникновение новой традиции ввело новые социальные нормы и правила, а также культурные ценности. Несмотря на тот факт, что традиционные верования сохра- нялись долго время и некоторые ее отголоски все еще присутствуют в культуре хауса Северной Нигерии, ислам стал регулировать жизнь общества. В особенно- сти, это отразилось в борьбе с язычеством в регионе, ставшей одной из причин к установлению халифата Сокото в начале XIX в. Культура хауса как система значительно усложнилась и стала включать в себя все больше новых элементов, которые продолжают являться актуальными. Появление на территории современной Северной Нигерии североафриканских мусульманских ученых и распространение коранических школ стали предопреде- ляющими для возникновения коранической магии. Центральную роль не только в религиозном обучении, но и в целом в мусульманской общине хауса, занимают маламы. Они занимаются обучением детей и взрослых, к ним обращаются с прось- бами разрешить семейные, личные и материальные трудности. Знание догматов ислама среди маламов-хауса также подразумевает умение использовать Священ- ный текст и другие почитаемые мусульманами источники для лечения болезней и исполнения просьб тех, кто обращается к ним. Дж. Макинтайр, исследовавший традицию коранического обучения в г. Кано, отмечал, что продажа магических заклинаний составляет одну из основных статей их доходов. Сакральные знания, недоступные простым обывателям, наделяют еще большим авторитетом маламов. Так, им приписаны ряд эпитетов, например, май гирма ( mai girma ) — «обладаю- щий уважением», май царки ( mai tsarki ) — «обладающий праведностью», убан илми ( uban ilmi ) — «отец знаний» [McIntyre, 1982: 29]. С целью изучения магических практик хауса автором была предпринята этно- графическая экспедиция в Нигерию в марте-апреле 2018 г., в результате которой была приобретена небольшая коллекция шести каллиграфических коранических амулетов. Амулеты в перспективе послужат расширению африканской коллекции МАЭ РАН (Кунсткамера), на данный момент эти находки составляют личную коллекцию автора. Актуальность традиции обращения к коранической магии остается до сих пор. Об этом свидетельствуют приобретенные автором коранические каллиграфиче- ские амулеты (прил. 5, 6) на рынке Вусе (Wuse market) в г. Абуджа, Нигерия, во время этнографической экспедиции в марте-апреле 2018 г. Как правило, амулеты легче всего приобрести в преимущественно мусульманских регионах страны, например, на севере Нигерии. Однако, ввиду отсутствия возможности отправиться в Северную Нигерию, автор предпринял успешную попытку собрать материал в контексте коранической магии у хауса в столице страны. Обычно амулеты воз- можно приобрести в лавках исламской литературы. Так, в одной из таких лавок возле небольшой мечети на рынке Вусе в г. Абуджа автору удалось договориться с хаусаязычным продавцом о покупке амулетов. Однако, среди его товаров были только книги об исламе, карманные версии Корана и проч. Продавец, выслушав

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=