XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 487 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Холматова П. С. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Коранические амулеты как часть современной культуры хауса: результаты экспедиции в Нигерию (2018 г.) До укоренения ислама в регионе традиционная религиозная система хауса представляла собой анимистические верования, свидетельства о которых сохра- нились в работах более ранних исследователей, в особенности конца XIX и начала XX вв. К моменту написания своей работы «Традиции и суеверия хауса» (1913) Тримерн отмечает, что несмотря на то, что большинство хауса исповедует ислам, все еще существуют языческие общины хауса-магузава 1 . Распространение ислама на территории хаусаленда оказало существенное влия- ние на регион: ислам стал предопределяющим фактором дальнейшего развития политической, социальной, культурной и, в частности, религиозной сфер хауса. Несмотря на то, что время распространения ислама на территории современной Северной Нигерии варьируется от XI до XV вв., очевидно, что длительная исла- мизация региона воздействовала на самобытную и автохтонную культуру хауса. Об этом свидетельствуют различные исследования культуры и, в особенности, религиозной жизни хауса. Существует два пути культурных изменений в обще- стве: они могут происходить сами собой внутри общества под влиянием неко- торых факторов, а могут происходить под влиянием других культур. Последнее антропологами определяется как диффузия [Малиновский, 2004: 17]. Анализируя культуру хауса, можно утверждать, что длительное время происходила «диффузия» традиционной культуры хауса и исламской культуры, пришедшей извне. Проникновение ислама создало новый культурный контекст, сопровождаю- щийся формированием новых социальных отношений. В обществе возник новый образованный слой людей, обладающих тайными знаниями. В этом же контек- сте были созданы новые социальные институты. В первую очередь, изменения произошли в политическом управлении городами-государствами хауса. Кроме того, укоренение мусульманской общины в хаусаленде поспособствовало воз- никновению традиции образования, обучения грамотности, которой не было до распространения ислама. В рамках общества сформировался новый слой населе- ния, грамотность которого обуславливала их авторитет в обществе, возможность влияния на общество. Высокое положение также способствовало улучшению финансового состояния, поскольку маламы, занимались обучением, консультаци- 1 Термин «магузава» (maguzawa — мн. ч., bamaguje — ед. ч.) вплоть до сих пор используется для обозначения хауса-язычников. Существует 2 версии возникновения термина: по одной из версий, «магузава» является заимствованием из арабского слово «маджус» ( ,)ِمَجُوس означающего «маг, огнепоклонник»; согласно другой версии, понятие является локальным и происходит от слова «магуджи» (maguji), означающего на языке хауса «беженца; того, кто сбегает от чего-либо». Термин связан с преследованием язычников во время джихада в начале XIX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=