XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
466 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII к пространственной теории, который распространился почти на все гуманитарные дисциплины, такая связь стала еще более тесной. В постколониальных исследова- ниях вопросы власти и пространства приобрели ключевое значение, а география стала мощным инструментом культурного анализа. Пространственный поворот, т.е. поворот к более теоретическому и критиче- скому пересмотру пространства, поднял новые проблемы в постколониальной науке. Взаимосвязь между пространством и литературой, картографией и опи- санием является интересным и комплексным аспектом изучения. Постколони- альные исследования пространства базируются на трудах К. Шлегеля, М. Фуко, Д. Мэсси, Р. Талли и др. Важнейшим источником пространственных версий постколониальной критики являются работы Э. Саида. «Никто из нас, — под- черкивал исследователь, — задавая пространственную сцену, не свободен от борьбы за географию, борьбы, которая касается не только солдат и пушек, но и идей, образов и воображений, борьбы за землю и территорию и поиска за фун- даментальные и эгалитарные права на обитание в космосе» 1 . Борьба за реальную и воображаемую географию — это не просто лейтмотив исследований Э. Саида, она занимает центральное место во многих постколониальных работах. Особенно значительным в этом контексте является американский исследователь Э. Соуджа с его основополагающим научным трудом «Третье пространство» 2 . Карта стала важной составляющей визуальной культуры в произведениях постколониальных авторов. Она иллюстрирует место и время действия; совмещает визуальное и текстуальное; становится первой повествовательной инстанцией; задает определенный тон и настроение. Иногда само повествование — процесс создания карты. Постколониальная картография отвечает многим задачам, среди которых, в первую очередь, необходимость продемонстрировать более подходящую, по мнению авторов, географию современного мира. В романе сомалийского писателя Н. Фары под названием «Карты» 3 проблема границ поставлена во главу угла. Автор настаивал, что необходимо перекроить колониальные карты Африки в соответ- ствии с экономическими, психологическими и социальными нуждами, не прини- мая во внимание бессмысленные границы. Создание карт позволяло европейским державам оценивать регионы, которые они контролировали, и потенциальные ресурсы, содержащиеся в них. Точное знание географии и физических границ влекло за собой способность проводить политические границы. Географические знания создают силу, потому что они представляют собой дискурс о мире, которым можно манипулировать в политических целях. Неслучайно главный герой романа—Аскар—составил новую политико-линг- вистическую карту Великого Сомали, которая оказалась таким же вымыслом, 1 Said E. Geography, Narrative, Interpretation. New Left Review. March-April, 1990. P. 81–97 2 Soja E. W. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places. Oxford: Blackwell, 1996. 334 p. 3 Farah N. Maps. L.: Pantheon Books, 1986. 246 p.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=