XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 457 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» обнаруживает некоторое сходство с частью искусства бобо, очень разнообразного в стилистическом плане. Но с масками из Сиратого дело обстоит иначе: с одной стороны, они напоми- нают плоские полихромные маски Беду, в своё время описанные Рене А. Бравман- ном 1 . Такие маски характерны для трех этносов, нафан (или нафаанра), куланго и дего (район Бондуку, приграничные районы Кот д’Ивуар и Ганы). Самая старая из подобных масок хранится в Британском музее (инв. № Af1934,-.2) 2 и была приобретена в Африке в конце XIX в. Сесилом Армитажем. С другой, они очень близки маскам бобо ( bowo , бово). И маски Беду, и маски бобо объединяет то, что они представляют собой полихромные плоские маски-личины, имеющие харак- терную деталь: рога, представляющие собой правильную окружность с прорезью наверху. Подобные маски, по сообщению Рене А. Бравманна, также распростра- нялись у небольших этносов акан и гур, у которых ранее вообще не были зафик- сированы какие-либо связанные с масками традиции, причём, распространялись они мусульманами-диула 3 . Тут необходимо сделать одно замечание: скорее всего, тот же стиль существует и в искусстве бва (или бобо-уле). Но поскольку и маски бобо, и маски бва в пода- вляющем большинстве случаев атрибутированы крайне неудовлетворительно, а также учитывая постоянную путаницу между искусство бва и бобо, полной уверенности в распространении этого стиля у бва нет. Маски Сиги из Сиратого обладают объёмной личиной и в этом отношении несколько отличаются от всех перечисленных выше типов. Но в любом случае, можно утверждать, что на тер- ритории региона Сикассо (Мали), в районе Бобо-Диуласо в Буркина-Фасо, в Кот д’Ивуар и в северной и центральной Гане существует стиль масок, который не ассоциируется с каким-либо определённым этносом. 4. Что касается масок Коре из района Бугуни, то в глаза бросается полное отсут- ствие стилистического сходства между масками из Кола и из Сиратого, при том, что между этими деревнями не больше 30 км, а их жители принадлежат к одному и тому же джаму Кулибали и говорят на одном и том же диалекте бамананкан; эти маски связаны с одним и тем же тайным обществом и относятся к одному и тому же типу — Сиги. По мнению В. Б. Мириманова, в подобных случаях необходимо «вычленить основное стилистическое ядро данной традиции («ядерный стиль») и определить, не является ли та или иная форма результатом синхронной эволюции» 4 . В кон- тексте масок Коре из Кола, которые испытали лишь незначительное воздействие стиля бобо, и масок Беду, представляется наиболее вероятным, что «ядерный 1 Bravmann R. A. Islam and Tribal Art in West Africa. Cambridge, 1974. Pp. 101–118. 2 Masque Nafana. Bedu a Nafana mask, Bedu https://www.christies.com/en/lot/lot-5686648 (дата обращения 29.11.2022) 3 Bravmann R. A. Gur and Manding Masquerades in Ghana // African Arts. 1979. V. 13. 1. P. 44–51. 4 Мириманов В. Б. Искусство Тропической Африки. Типология, систематика, эволюция. М., 1986. С. 188.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=