XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 453 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Несмотря на пуристские идеи о том, что заимствования наносят вред языку, этот процесс имеет большое значение; заимствования увеличивают объем языка, сопровождают усвоение технологических, культурных, социальных и других новшеств в обществе. Отсюда большое значение заимствованных слов не только в лингвистике, но и культуре. Константинова Т. М. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Образ царицы Савской в эфиопской культуре: визуальный нарратив Сюжет легенды о царице Савской является одним из самых популярных среди работ эфиопских художников XX века. Фигура царицы укоренилась в сознании эфиопов настолько, что, несмотря на ее мифологичность, Македа (эфиопская версия имени царицы Савской) воспринимается эфиопами как реальный историче- ский персонаж. Идея о том, что родоначальником династии Соломонидов является сын Македы и Соломона, служит основой национальной самоидентификации эфиопов. Именно поэтому и в настоящее время многие убеждены в историчности фигуры царицы Савской. Большинство живописных работ, изображающих историю царицы Савской относятся к так называемому «аэропортному» искусству. С технической точки зрения иллюстрации просты: фигуры героев схематичны, прорисовке деталей также не уделяется внимание. Тем не менее, работы обладают большой культурной ценностью, что обуславливает научный интерес к данной теме. Высокий спрос на подобные изображения объясняется тем, что они ярко демонстрируют самобытность эфиопской культуры, а также передают этнографические детали, которые могут быть полезны для исследователей. Многосерийные изображения легенды о царице Савской хранятся не только в Эфиопии, но и в крупных музеях мира: в США (The Metropolitan Museum of Art, Нью Йорк), Германии (Archäologisches Landesmuseum Schloss Gottorf, Шлезвиг) и России (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербург). В картинах, посвященных царице Савской, присут- ствуют традиционные мотивы, при этом большинство работ можно соотнести с комиксами, что делает их прочтение удобным и понятным для западного зрителя. Художественные изображения базируются на нескольких легендах: офици- альной версии, представленной в Кыбрэ Нэгэст и тиграйской вариации истории. Помимо того, что изображения иллюстрируют литературные произведения, они также являются самостоятельным продуктом. Художники развивают историю легенд, придумывая альтернативные сюжеты. Вариации на тему легенды о царице Савской представлены не только в рамках аэропортного стиля. Многие признанные эфиопские живописцы, такие как Афэвэрк Тэкле, также обращались к этой истории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=