XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 441 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» традиционного духовенства, приверженцев монофизитства. В стране началась великая смута, а сторонники Эфиопской Церкви организовали активную борьбу с засильем католиков. Именно в этом неспокойном историческом контексте и был заказан высокопоставленными особами перевод Хроники Иоанна Никиуского, несомненно, содержащей монофизитские реалии материнской Коптской Церкви. Замечательно, что и создание Хроники происходило в далеко не спокойный исторический период завоевания Египта мусульманами. Как известно, это поло- жило начало сокращению паствы и уменьшению влияния Коптской Церкви, в результате чего копты постепенно превратились в религиозное меньшинство в собственной стране. Вероятно, по этой причине до нас не дошел оригинал Хроники Иоанна Никиуского, к счастью сохранившейся в эфиопской редакции. Денисова Т. С. (ИАфр РАН, Москва) К вопросу о формировании «Западноафриканской провинции “Исламского государства”» Появившаяся в начале 2000-х годов в северо-восточных районах Нигерии исла- мистская группировка «Боко Харам» менее чем за два десятилетия превратилась из «нигерийского» движения в региональное, распространив свое присутствие на несколько стран Западной и Центральной Африки, прежде всего на государства бассейна озера Чад. В 2016 г. «Боко Харам» разделилась на «Западноафриканскую провинцию “Исламского государства”» (ЗАПИГ) и «Общество приверженцев рас- пространению учения пророка и джихада»— группировку, которую для удобства продолжают называть «Боко Харам». ЗАПИГ и разрозненные остатки «Боко Харам», распавшейся после гибели в мае 2021 г. ее лидера Абубакара Шекау, действуют в Нигерии, в северном Камеруне, в Чаде, Нигере, Мали и в ряде других государств. В некоторых районах их пути пересекаются, и это зачастую приводит к стычкам между боевиками. Причинами раскола между джихадистами послужили недовольство некоторых лидеров «Боко Харам» излишней жестокостью Шекау в отношении местного населения, в том числе мусульман; его отказ подчиняться требованиям ИГ (запре- щенного в РФ), касавшимся методов создания транснационального халифата; неизбирательные убийства полевых командиров группировки, инициировавшиеся Шекау; использование детей-смертников, что не поощрялось ИГ, и т. д. Первый вали (губернатор) ЗАПИГ Абу Мусаб аль-Барнави, как и более позд- ние, постоянно сменявшие друг друга лидеры группировки, в целом полагали, что движение должно любыми способами привлекать местных жителей на свою сторону, не отталкивать их излишней жестокостью и сосредоточиться на ударах по правительственным объектам, прежде всего военным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=