XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
440 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII видимости на греческом, а затем переведеннуюна арабский язык. Ее повествование традиционно начинается с библейской истории и заканчивается временем араб- ского завоевания Египта, свидетелем которого явился ее автор, Иоанн Никиуский. Волею судьбы Хроника дошла до нас исключительно в эфиопской редак- ции, в переводе на язык геэз и, впоследствии, амхарский. Геэзский перевод был выполнен двумя книжниками в самом начале XVII в. по заказу вдовствующей царицы Марйам Сэна и влиятельного при дворе военачальника раса Афанасия. Подробности создания перевода мы узнаем из пространного колофона, который завершает текст сочинения. В этой связи заслуживает внимания исторический контекст, в котором вли- ятельным особам в Эфиопии пришла в голову идея подготовки перевода столь объемного исторического сочинения. Начало XVII в. по праву считается смутным периодом в истории Эфиопии. К тому времени еще не улеглись страсти предше- ствующих печальных для большей части населения страны и ее Церкви событий. В конце XVI в., неожиданно для жителей Африканского Рога, началась массовая миграция доселе мало известных кушитоязычных племен оромо с юга и юго-за- пада. Эти многочисленные воинственные племена, исповедовавшие на тот момент собственные народные верования, вторглись на территорию Эфиопии, «сметая все на своем пути». Они разоряли деревни и города, убивали местных жителей, волнами продвигались вглубь Эфиопии. Остановить такую массовую миграцию не столь многочисленными силами эфиопской армии не представлялось возмож- ным. По большей части это переселение завершилось только в первой половиной XVII в., когда часть племен оромо осели или заняли постоянные кочевья. В то же время первая половина XVI в. ознаменовалась для эфиопских христиан широкомасштабным вторжением мусульман из султанатов на юго-востоке Эфи- опского нагорья. Попытки противостоять хорошо подготовленным войскам под предводительством имама султаната Адаль Ахмада Ибрагима ал-Гази, имевшим целью завоевание исконно христианских территорий Эфиопии, были тщетными. Ахмад Грань, как его именовали в эфиопских источниках, объявил настоящую священную войну христианам Эфиопии. Мусульмане уничтожали все на своем пути, разрушали храмы, церковные библиотеки, жгли алтари и книги, убивали священнослужителей. Попытки противостоять нашествию своими силами не увенчались успехом. Тогда царь Лебна Денгель (1508–1540) принял решение обратиться за помощью к европейцам, которые, не без личной выгоды, охотно согласились протянуть Эфиопии руку дружбы. Вскоре хорошо вооруженные и обу- ченные португальцы дали отпор мусульманам. Одновременно в страну проникла католическая пропаганда. Деятельность иезуитов на территории Африканского Рога проходила в несколько этапов. Один из наиболее удачных и широкомасштаб- ных выпал на начало XVII в., когда в 1603 г. в Эфиопию прибыл проповедник П. Паес. Активная деятельность католических миссионеров и политические игры европейских держав привели к тому, что царь Сисиний (1606–1632) принял като- лическую веру. Все это не могло не вызвать бурную реакцию при дворе и среди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=