XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 435 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» мени доминировала социальная стигматизация и изоляция прокаженных, тогда как на Ближнем Востоке врачи уже в Х в. находили подходы к дифференциальной диагностике и предпринимали попытки индивидуального лечения больных. Грибанова В. В. (ИАфр РАН, Москва) Капский полуостров глазами русских моряков XIX века До начала XIX в. россияне могли достичь южной части Африки только на иностранных судах, так как собственные суда не доходили южнее Гибралтара. Тем не менее, задача исследования морских путей на восток огромной России должна была быть решена. Конечно, самый короткий путь был бы через Северный Ледовитый океан, но этот маршрут был непроходимым из-за льдов. Оставалось только два пути: пересечь Атлантический океан, обогнуть Южную Америку (Панамского канала еще не существовало) и пересечь Тихий океан; или же обо- гнуть Африканский континент (Суэцкий канал был открыт только в 1869 году), и, пройдя Индийский океан, попасть в западную часть Тихого океана. Впервые русские моряки увидели южноафриканский берег с борта британских кораблей еще в XVIII в. В начале XIX века больше года прожил на Капе и оставил много ценных свидетельств о нем, впервые ставших достаточно широко извест- ными в России, Василий Михайлович Головнин (1776–1831) 1 . К 40-м годам XIX в. жители Саймонс-бей уже привыкли видеть флаг военно-морского флота Российской империи. В первой половине XIX в. российские суда совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний. Недолгий перерыв был связан только с Отечествен- ной войной 1812 г. С 1822 по 1829 гг. в южноафриканских водах, а иногда и с заходом в порт Капштадта, побывало много русских кораблей. Интересны очерки о Капе офицеров военного транспорта «Або». Очерки о плавании написали два молодых офицера — Густав Карлович Блок 2 и Алексей Иванович Бутаков 3 . Сразу после Крымской войны (1853–1856 гг.) началось активное строитель- ство судов, где использовались паровые двигатели. Количество дальних морских плаваний также увеличилось. Корабли «Джигит» и «Стрелок» прибыли в Сай- монс-бей в составе первой русской эскадры из 6 новейших паровых винтовых судов, совершавших кругосветное плавание. Наиболее интересный рассказ об этом путешествии написал Алексей Владимирович Вышеславцев, бывший на клипере «Пластун» и корвете «Новичок», также входившими в эту эскадру, корабель- ным врачом. Алексей Владимирович Вышеславцев — русский врач, литератор, 1 Головнин В. М. Путешествие на шлюпе «Диана». М., 1961; 2 Блок Г. К. Два года из жизни русского моряка: описание кругосветного плавания, совершенного в 1940–42 годах на российском транспорте «Або» /Соч. Г. К. Блока. Т. 1–2. Санкт-Петербург, 1854; 3 Бутаков А. Записки русского морского офицера во время путешествия вокруг света в 1840, 1841 и 1942 гг. // Отечественные записки. Спб., 1844. Т. XXXIII. Ч. 2. С. 10–37;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=