XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 431 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» А. Мбембе шел к своим идеям через анализ не только европейского, но и «пери- ферийного творчества», которое, вслед за Э. Саидом, рассматривал как безусловную часть универсальной (по сути, западной) культуры. Он признавал, что после второй мировой войны и тем более по итогам освободительной борьбы неевропейских народов появились новые, ставшие реальностью, академические поля исследова- ния, открывшие миру иную, неевропейскую, топографию и иной набор императи- вов, без которых современное гуманитарное знание уже не может существовать. Вопрос состоит в том, насколько они вписываются в формат постколониальных теорий и насколько это формат реален. И этот вопрос остается открытым. Гаврюшева А. Е. (ЯрГУ, Ярославль) О поисках идентичности афронемцев во второй половине XX века (на примере Мэй Айим) Мэй Айим, урожденная Сильвия Андлер (1960–1996), афронемецкая поэтесса, педагог, активистка, ученый, одной из первых предприняла попытку объединения афронемцев для совместного преодоления сложностей и поиска своих корней. Она родилась в 1960 г. в Гамбурге. Ее родители, немецкая студентка Урсула Андлер и студент-медик из Ганы Эммануэль Айим, в браке не состояли. Мать отказалась от ребенка сразу после ее рождения. Отец хотел забрать девочку и либо отвезти ее в Гану, либо отдать на воспитание своей бездетной сестре, но по законам Гер- мании внебрачные дети переходили под опеку государства. Первые полтора года Мэй Айим жила в приюте. Затем ее удочерила немецкая семья Опиц и перевезла в Мюнстер. Свое детство у семьи Опиц Мэй Айим опи- сывала как полное страха и насилия. Семья растила ее вместе c биологическими детьми. Приемные родители с помощью строгости пытались воспитать из нее образцового ребенка. Ее били, запирали, наказывали. Как утверждает сама Мэй Айим, они поступали так «из любви, по незнанию или пытаясь быть ответствен- ными родителями 1 ». Она полагает, что ее растили, поддавшись предрассудкам, существовавшим в современном ей немецком обществе 2 , но в расчете на то, что воспитание позволит ей во взрослом возрасте защититься от любых предрассуд- ков и проблем. В 1979 годуМэй Айим закончила католическуюшколу и поступила в универси- тет Регенсбурга, чтобы изучать педагогику и психологию, там она училась до 1986 г. Будучи студенткой, она побывала в Израиле, Кении и Гане. В Кении в этот момент 1 Opitz M. Departure // M., Busby (Ed.), Daughters of Africa. P. 935. 2 MacCarrol M. MayAyim: AWoman in the Margin of German Societ. Thesis, Florida State University Libraries, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=