XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

430 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII образом, найти альтернативу тем концептуальным построениям, которые были подвергнуты жесткой критике со стороны Э. Саида. Размышления на заданную тему инициировали творческую активность в среде индийских, а чуть позднее и африканских, интеллектуалов. Они осознали необ- ходимость изучения афро-азиатского региона не так, как веками делали евро- пейцы, апеллируя к вековой отсталости и цивилизаторской миссии европейцев, а иначе — с акцентом на то, что Восток и Африка, безусловно, являются субъек- тами мировой истории. Попытка В. Й. Мудимбе (его называют «африканским Эдвардом Саидом», противником дискурсов, искажающих образ Африки) подвергнуть критике все то, что до недавнего времени было написано европейцами, и характеризовать соз- данный ими книжный корпус как «колониальную библиотеку», с одной стороны, рассматривались как кощунство и святотатство, с другой—как провокация и игра. В. Й. Мудимбе, католика, человека «книжной культуры», воспитанного в лоне европейских университетов на произведениях европейских философов, историки и философы, африканцы и не африканцы, обвиняли не столько в афро-, сколько в евроцентризме, хотя именно он сформулировал идею возможности и необходимо- сти ретрансляции африканских знаний. Его монографии: «Изобретение Африки» (1988 г.) и «Идея Африки» (1994 г.) — вместили в себя подробнейший анализ трудов предшественников и для развития африканских исследований оказались не менее значимыми, чем «Ориентализм» Э. Саида — для изучения Востока. Дж.-А. Мбембе, автор востребованной в интеллектуальных кругах книги «О постколонии» (2001 г.), — типичный представитель современной гумани- тарной науки с ее обновленной терминологией, постмодернистским недоверием к метанарративам и попыткой взглянуть на мир иначе, чем предшественники. Он встал на путь переосмысления «идеи Африки» прежде всего в границах дискуссии о постколониальности и афрополитизма. В противовес В. Й. Мудимбе А. Мбембе акцентировал внимание на ограничен- ности суверенитета как такового. Ему импонировала «Идея мира без границ» (2019 г.)—именно так называется его популярная лекция, прочитанная вомногих универси- тетах мира. Состояние транзита и изменение картинымира в результате активизации миграций занимали его, как и идеология мирового гражданства (космо- и афропо- литизма). Абстрагироваться от своих корней А. Мбембе вряд ли когда предполагал. Между тем некоторые его утверждения представляются спорными. В книге «О постколонии», например, он утверждает, что «колониализм должен был дис- циплинарно излечить африканцев от приписываемой им лени», но одновременно считает недопустимым изучать его на уровне противопоставления доколониализму и постколониализму. Будучи одним из теоретиков постколониального дискурса, он выдвигает дискуссионный тезис о том, что «постколониальная мысль—это просто мечта: мечта о новой форме гуманизма, критического гуманизма», основанного прежде всего на существующих в мире различиях, чем ставит под сомнение самфакт существования постколониальных исследований, способных разрушить стереотипы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=