XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 429 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» дел 1 . Среди ошибок, которые были допущены британцами на первых порах в отно- шениях с африканскими странами, он указывает переоценку коммунистической угрозы. Как показала практика, африканцы обладали «естественной сопротивляемо- стью» коммунистическим доктринам. Однако, как оказалось по прошествии восьми лет, институты парламентской демократии также не смогли пустить глубокие корни на африканской земле. Таким образом, и Западный и Восточный блоки одинаково питали иллюзии в отношении только что обретших независимость государств. Другой ошибкой, которуюдопустили британцы в отношениях с африканцами, это та готовность, с которой была принята точка зрения, что ответ на проблемы африкан- цев лежит в их явной приверженности идеализму их «самозваных прогрессистов или африканских социалистов». Однако, на практике, даже в тех случаях, когда африкан- ский социализм не являлся лишь прикрытием «убогим личным или национальным амбициям», он до сих пор не мог принести результаты. Ле Квесн считал, что в дол- госрочной перспективе Джулиус Ньерере был ближе всех к правильному образу дей- ствий, чем кто-либо, «если только история позволит ему править достаточно долго». Таким образом, в оценках британских дипломатов можно наблюдать некоторые изменения в отношении Лондона к проблемам деколонизации и будущего стран Африки. Британцы признавали, что прямое вмешательство Запада в конфликты на Африканском континенте носило скорее контрпродуктивный характер. Угроза со стороныСССР оказалась в значительной степени переоцененной, а страхи потерять континент слишком преувеличенными. Одновременно у Британии не хватало ни ресурсов, ни сил, чтобы поддерживать свое присутствие на континенте, а США—ее главный союзник, не были расположеныпринимать на себя полноту ответственности за происходящее на континенте. Этим можно объяснить и усталость британских дипломатов от не прекращавшихся проблем, связанных с Африкой, и желание переложить больше ответственности на сами африканские государства. Гавристова Т. М. (ЯрГУ, Ярославль) Ачилл Мбембе: постколониальная мысль — реальность или мечта? Принято считать, что постколониальный дискурс ведет свое начало с рубежа 1970–1980 гг., когда вышла в свет блестящая книга американского интеллектуала палестинского происхождения Э. Саида «Ориентализм» (1978 г.), написанная им на основе многолетнего курса лекций, прочитанного студентам. Книга стала мировым бестселлером, а для ученых, востоковедов и африканистов, еще и своего рода триггером, заставившим задуматься о том, можно ли, а если можно, то каким 1 Le Quesne, Martin. Sub-Saharan Africa: Retrospect and Prospects // UKNA. FCO 29/235 South Africa and UK Future Policy on Africa 1968. pp. 1–8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=