XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
428 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII прилагали немало усилий, чтобы привлечь вновь образованные государства на свою сторону. Для Великобритании сохранение своего влияние на Африканском континенте имело еще и другую составляющую — для нее важно было оставить бывшие свои колонии в сфере влияния Содружества, что в какой-то мере должно было компенсировать потерю ею статуса великой державы с утратой колониальных владений. Поэтому самостоятельные попытки выработать платформу для объеди- нения африканскими странами вызвали как пристальное внимание, так и опреде- ленную настороженность. В британском правительстве задавались вопросом—как это может повлиять на интересы Запада, в целом, и Великобритании, в частности? О принципах и подходах британской политики в отношении африканских стран может свидетельствовать меморандум, подготовленный в 1965 г. группой планирования Форин Офиса «Будущее Организации Африканского Единства и ее влияние на интересы Запада» 1 . Как отмечали авторы документа, британские интересы в Африке были значи- тельными. Доходы от инвестиции в страны Африки составляли 20% всех доходов частных инвесторов от зарубежных вложений, торговля с африканскими странами составляла 12% всего торгового оборота Соединенного Королевства с зарубеж- ными странами. Африка также являлась важнейшим поставщиком ряда страте- гических ресурсов, особенно золота и меди. Также сохранялось значительное число выходцев с Британских островов, живших в странах Центральной иЮжной Африки. В большинстве случаев они приносят Великобритании значительные политические затруднения, но правительство Ее Величества не могло отказаться от своих моральных обязательств по отношению к ним. Авторы меморандума отмечали, что происходящее в Африке и отношение афри- канских государств оказывали значительное воздействие на британские интересы. Особо выделялась роль государств Африки в Содружестве и ООН. Значимы были реакции африканских стран на события в Конго (ДРК), Родезии иЮжной Африке. «Отсюда проистекал неприятный факт, — отмечали авторы меморандума, — что страны, которые сами по себе имели мало подлинного значения, как Гана, Гвинея, Уганда, Малави или даже Мали, могли оказывать непропорционально большое влияние на проведение нашей политики». Авторы меморандума отмечали, что не существовало объективных причин, почему бы цели ОАЕ в долгосрочной перспективе не могли проявить себя в инте- ресах Запада. Правда, они оговаривались, что это произойдет только в том случае, если страны-участники ОАЕ откажутся от крайностей в своей политике, которые могут привести к прямому конфликту с Западом. Тот, в свою очередь, должен прилагать все усилия, чтобы оказывать поддержку умеренным элементам в ОАЕ. Не менее любопытны оценки британской политикиМартина Ле Квесна, которые он дал в 1968 г., после ухода с поста помощника заместителя министра иностранных 1 The Future of the Organization for African Unity (O. A.U.) and Its Effect on Western Interest // UKNA. DO 216/45. Organization of African Unity 1963–1965. pp. 1–8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=