XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 423 Секция африканистов. «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Боркунов Н. В. (ИВИ РАН, Москва) Историческая школа Дар-эс-Салама и политические дебаты в Танзании (1960–1970-е гг.) Историческая школа Дар-эс-Салама, прежде всего известная благодаря таким историкам как Исариа Н. Кимамбо, Терренс Ренджер и Уолтер Родни 1 , была одним из первых исследовательских центров, предложивших свою собственную программу изучения национальной истории африканской страны в период деколо- низации. Исторические и историко-антропологические труды, посвященные исто- рии этнических групп в эпоху колониализма, традиции, роли Африки в мировой экономике и др., данной школы были новаторскими и остаются актуальными до сих пор. Вопросам исследовательского наследия и роли сотрудников Дар-эс-Салам- ского университета в продвижении африканской истории посвящено множество статей и монографий, более того, в последние годы устраиваются конференции и выходят тематические номера журналов 2 , посвященных их наследию, что говорит о возрождении интереса к данной группе ученых. Актуальность исследований, а также общественно-политической деятельности африканских историков подтверждается и возникшей недавно дискуссией между двумя историками С. Файерманом и О. Масебо на страницах журнала «Journal of Contemporary African Studies» о «циркуляции знания» между Глобальным Севером иЮгом и той роли, которую именно африканские исследователи играют в производстве и определении этого знания 3 . Часто вопрос ставится следующим образом: «Чему нас может научить деятельность, методология и программа Дар-эс-Саламской исторической школы?». Однако прежде, чем дать ответ на этот вопрос, кажется необходимым контекстуализировать их идеи и деятельность в свете последних исследований политической мысли и практики в Восточной Африке, а также тех дискуссий, которые возникали в период их творчества, то есть в период деколонизации (1960–1970-е гг.). Так, с одной стороны, работы, посвященные истории политической мысли и публичной сферы в Танзании, как правило, фокусируются на сочинениях и речах первого президента ОРТ (Объединенная Республика Танзания, далее — ОРТ ) 1 Kimambo I. N. The political history of the Pare people to 1900. Northwestern University, 1967; Hobsbawm E., Ranger T. (ed.). The invention of tradition. Cambridge University Press, 2012; Rodney W. How Europe underdeveloped Africa. Verso Books, 2018; 2 Campbell, H. (1991). The Impact of Walter Rodney and Progressive Scholars on the Dar-es-Salaam School // Social and Economic Studies, 40: 2, 99–135. См. например, конференцию в Кейптауне [интер- нет-ресурс: https://roape.net/2022/07/14/reading-walter-rodney-in-occupied-azania/ ] 3 Masebo O. A response to Steven Feierman’s ‘writing history: flow and blockage in the circulation of knowledge’ //Journal of Contemporary African Studies. 2019. Vol. 37. №. 1. Pp. 20–35. ; Feierman S. Writing history: flow and blockage in the circulation of knowledge: Keynote for the Regional Assembly of the African Humanities Program, Dar es Salaam, 30 January 2019 //Journal of Contemporary African Studies. 2019. Vol. 37. №. 1. Pp. 3–13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=