XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
422 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIII ные на европейских теориях и опыте модели политического устройства и потому с обращением к «неотрадиционализму» как идеологической основе, на которой можно пытаться сплачивать граждан вокруг власти в условиях порожденной колониализмом и многократно усиленной трансформациями постколониальной эпохи культурной эклектичности общественного сознания, коллективной картины мира. Колониализм изменил идентичности колонизированных, и сами апелляции к доколониальным идентичностям порождены колониализмом. В то же время неотрадиционализм коренится в неуничтоженности при колониализме, несмотря на все произошедшие в тот период колоссальные изменения, но трансформиро- ванности—отчасти просто искаженности, отчасти «осовремененности»—дона- циональных, досовременных социокультурных первооснов африканской циви- лизации. Неотрадиционализация культуры говорит о важных долговременных чертах общества. Неотрадиционализация — это случай явления, получившего название «социокультурной инверсии». По определению И. В. Следзевского, «это столкновение и смешение различных ценностных систем, несовместимых, разно- качественных, отражающих разные типы культур…»; 1 в случае постколониальных обществ — автохтонных и западных. И даже не просто смешение, а совмещение, казалось бы, несовместимого, сочетание вроде бы несочетаемого. В то же время неотрадиционализм проявляет себя в разных сферах жизнедея- тельности постколониальных обществ и помимо осознанной политики государств, т.к. носители государственной власти просто эксплуатируют, направляя и уси- ливая, неотрадиционалистские тенденции в них, но не порождая сам феномен неотрадиционализма, поскольку во многих незападных вариантах модерна он является атрибутом самих современных культур народов этих стран, в особенности африканских. Более того: в политическом смысле «низовой» неотрадиционализм, отстаивая локальные социокультурные ценности, может противостоять неотради- ционализму государственных властей, подрывая их усилия по сплочению народа в нацию вокруг себя. Одно из следствий того, что неотрадиционализм – явление в постколониальных странах общекультурное, а не узкополитическое, заключа- ется в том, что политическая демократизация в них, приводя к исчезновению одиозных проявлений неотрадиционализма в сфере властвования, не пресекает неотрадиционализм как таковой. Более того, как любое радикальное общественное изменение, демократизация выбивает людей из привычной им жизненной колеи, лишает однозначности и определенности сознание индивидов и масс. И на этом фоне неотрадиционализм не только не исчезает, но, напротив, охватывает все более широкие слои населения. Неотрадиционные отношения, конечно, не вби- рают в себя все многообразие типов отношений в социально и культурно очень многослойных постколониальных обществах. Однако нельзя не отметить, что сегодня они находят сферы воплощения в общественном сознании и практике, и даже просматривается тенденция к расширению этих сфер. 1 Следзевский И. В. Социо-культурные основания формирования политических мифов // «Мифо- логия и политика». Материалы семинара 21 октября 1997 г. / ред. А. Н. Савельев. М., 1997. С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=