XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

402 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII предстает как чудотворец, обладающий всеведением и мистическими силами, но в то же время и как наставник, близкий простым людям, разделяющий их тревоги и чаяния, человечный и во многом похожий на них. Эти устные рассказы, записанные собирателями, отражают, с одной стороны, восприятие личности Равджи его современниками и потомками, а с другой, свиде- тельствуют в пользу того, что в своей религиозно-просветительской деятельности, личной духовной практике и творчестве Равджа придерживался стратегии пове- дения «святого безумца», достаточно широко представленной в истории буддизма в Тибете 1 , и довольно редкой в Монголии. Вероятно, этот фактор в сочетании с личностными особенностями поэта послужил причиной долгой памяти о нём у монголов и глубины следа, оставленного в культуре. В то же время предания о нём интересны как самостоятельный пласт народного творчества монголов. Москалева Н. Н. (СПбГУ, Санкт-Петербург) История формирования и особенности пронационалистической модели репрезентации истории Тибета на примере нарративов представителей тибетоязычной диаспоры Как научным, так и публицистическим работам по истории Тибета свойственна достаточно высокая степень поляризации. Как правило, авторы придерживаются либо протибетской 2 версии истории Тибета, либо поддерживают прокитайскую 3 модель репрезентации тибетской истории. Данный доклад представляет попытку осмысления истоков зарождения протибетской националистической парадигмы на примере исследования публикаций за 1950–1960-е гг. из «Зеркала Тибета», раннего периодического издания на тибетском языке, которое выпускалось гражданином Индии этнически тибетского происхождения в г. Калимпонг (ныне 1 Franz-Karl Ehrhard. Literary images of divine madness: The holy fool in Tibet and the Hima- layas // Holy Fools and Divine Madman: Sacrad insanity trough ages and cultures. Eds.: Albrecht Berger and Sergey Ivanov. Muenchen, 2018. P. 191–210. 2 Под протибетской или пронационалистической моделью репрезентации истории в данном докладе подразумевается официальная версия истории Тибета, которую пропагандирует Централь- ная тибетская администрация (ЦТА) и которая пользуется широкой поддержкой представителей тибетоязычной диаспоры. 3 Под прокитайской моделью репрезентации истории Тибета понимается официальная версия истории Тибета, которой придерживается руководство Китайской Народной Республики. Термин «прокитайский» не является равнозначным термину «антитибетский» и используется в данном докладе лишь в контексте противопоставления двух противоборствующих моделей репрезентации: версия правительства КНР vs . версия ЦТА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=