XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
398 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII представлены на скалах—манихейства или несторианства. И. Л. Кызласов считал фигуры в длиннополых одеяниях женщинами — так называемыми «дипломати- ческими невестами», привозимыми на Енисей посольствами из Китая 1 . Открытие Чульской писаницы, среди изображений которой явно присутствуют женские фигуры, послужило веским аргументом в пользу подобного мнения 2 . Практически все исследователи единодушно относили фигуры в длиннополых одеждах к таштыкской археологической культуре (т. е., к раннему средневековью). Правда, такие изображения отсутствуют на резных деревянных миниатюрах, най- денных в таштыкских склепах, а в наскальных гравировках не взаимодействуют явным образом с бесспорно таштыкскими персонажами. В этой связи, безуслов- ного внимания, как аналогия хакасским «сапожкам», заслуживает средневековая китайская картина «Кочевники» ( 番骑图 Фаньци ту ). До недавнего времени картина «Кочевники» (26,2×143,5 см, шелк, тушь, краски, музей Гугун, Пекин) приписывалась Ху Хуаню 胡环 (Ху Хуаю 胡镶 ) — киданю, жившему в государстве Ляо 遼 (916–1125) в первые десятилетия его существова- ния, то есть, согласно традиционной китайской хронологии, в эпоху Пяти дина- стий (907–960) 3 . На картине нет подписи или печати автора. Одной из причин ее отнесения к творчеству Ху Хуаня, возможно, послужило введение в живописную композицию рисунков верблюдов и лошадей в технике, отвечающей ее характе- ристике, данной Го Жосюем 4 . Около 15 лет тому назад известный китайский историк искусства профессор Сюй Банда ( 徐邦达 , 1911–2012) обратил внимание, что на картине изображеныженщины в богтаг ( бокках ) и, следовательно, она не могла быть создана ранее частичного (первая половина XIII в.) или полного (эпоха Юань, 1279–1368) завоевания Китая монголами. Проведенное нами независимое исследование, не учитывающее датировку головных уборов, также показало, что картина «Кочевники» не может принадлежать кисти художника Ху Хуаня (Ху Хуая), жившего в конце IX—начале X в. Она должна датироваться серединой — второй половиной XIII в. 5 1 Кызласов И. Л. О свадебном наряде средневековых хакасок // Культуры евразийских степей второй половины I тыс. н. э. (из истории костюма). Материалы III междунар. археол. конф. Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей, 2001. Т. 1. С. 156. 2 Рыбаков Н. И. Отдельная манихейская миссия на Июсы // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы: мат-лыМежд. науч. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Т. 2. С. 100–101. 3 Чжунго жэньу хуа минцзо цзяньшан [ 中国人物画名作鉴赏。张弘主编 ] Собрание шедевров китайской фигуративной живописи. Под ред. Чжан Хуна. Пекин: Юаньфан чубаньшэ, 2004. С. 56. (на кит. яз.); Чжунго лидай минхуа цзяньшан [ 中国历代名画鉴赏。蒋文光主编 ]. Собрание известных китайских картин прошлого. Под ред. Цзян Вэньгуана. Пекин: Цзиньдунь чубаньшэ, 2004. С. 520. (на кит. яз.) 4 Го Жо-сюй. Записки о живописи: Что видел и слышал. М.: Главная редакция восточной лите- ратуры, 1978. С. 43. 5 Варенов А. В., Пан Т. А. Средневековая китайская картина «Кочевники» и проблема ее атри- буции // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. № 4: Востоковедение. С. 21–41. DOI 10.25205/1818–7919–2022–21–4-21–41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=