XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 397 Монголоведение, тибетология, буддология политических изменений. Например, в период правления Хубилай-хана — 1271– 1294—в империиЮань, квадратное письмо играло объединяющую роль, а кирил- лица в 1940-е годы должна была способствовать ликвидации неграмотности и созданию новой культуры 1 . Начиная с Хубилай-хана, письменность отражала, как политические, так и культурные изменения. В данном докладе мы рассматриваем процесс восстановления национальной идентичности путем постепенного возрождения традиционного монгольского письма. Для осуществления данной цели были использованы законодательные акты, сборники и материалы прессы указанного периода на монгольском языке. В ходе исследования удалось прийти к выводам, что с середины 1980-х годов языковая политика стала постепенно разворачиваться в сторону восстановления изучения и употребления монгольской национальной письменности. Во многом этому способствовали изменения, происходившие в МНР. Именно в тот период была заложена основа тем процессам по возрождению национальной монгольской письменности, которые продолжаются и сегодня. Варенов А. В. (НГУ, Новосибирск) Гравировки фигур в длиннополых одеждах на скалах Хакасии: картина «Кочевники» и монголо-кыргызские матримониальные контакты Один из самых интересных памятников наскального искусства северной Хакасии —Ошкольская писаница. Памятник открыт и обследован в конце XIX в. экспедицией Й-Р. Аспелина 2 . На плоскости 1 первого яруса присутствуют грави- ровки фигурок-«сапожков» — схематичные изображения людей в длиннополых одеждах. Всего известно более 30 фигур в длиннополых одеяниях, размещенных на тринадцати скальных плоскостях, все на северо-западе Хакасии, в ограничен- ном районе радиусом не более 20 км 3 . Й-Р. Аспелин высказал предположение, что персонажи в длиннополых одеждах изображали жрецов. Эта версия была подхвачена многими более поздними иссле- дователями. Расходились они только во мнениях, жрецы какой именно религии 1 Mayagmar S. Official Script Changes in Socialist Mongolia // Socialist and Post-Socialist Mongolia: Nation, Identity, and Culture. Edited by SimonWickhamsmith, Phillip P. Marzluf. Routledge, 2021. 282 p. 2 Панкова С. В. Ошкольская писаница в Хакасии // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. Труды САИПИ. Вып. IX. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 76. 3 Панкова С. В. Изображения на курганных плитах у д. Подкамень на севере Хакасии // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. № 1 (5). Серия: Археология. Вып. 1. С. 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=