XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 389 Источниковедение и историография Кореи Однако задумываясь о том, на что еще могли опираться чиновники раннего Чосона, создавая нерушимый легитимный облик Тхэджо Ли Сонге, мы приходим к выводу, что важную роль сыграл также известный чосонцам опыт создания легенды (или легенд) о Ван Гоне 王建 (877–943, правил 918–943), основателе государства Корё (918–1392), которому Чосон наследовал. Ван Гон также был посмертно назван Тхэджо — «великим предком», и основная легенда, легитими- рующая его право на трон, была зафиксирована довольно поздно — в источнике «Всеобщие анналы» 編年通錄 ( Пхённён тхоннок , XII в.). Важно, что летопись «История Корё» 高麗史 ( Корёса ) 1 в 139 книгах, куда вошли и сведения о Ван Гоне из «Всеобщих анналов», была закончена в 1451 г. Т.е. в один и тот же период перед придворными чиновниками—элитой, которая имела доступ к текстам, связанным с деятельностью правителей, — стояла одна и та же задача: укрепить легитим- ность действующего правителя, опираясь на существующие модели. Поэтому мы считаем возможным не только анализировать образ Ли Сонге в чосонских источниках, но и сравнивать его с тем, как был описан Ван Гон — тем более что у них есть общая черта: оба мужчины были военными, которые бросили вызов существующей династии. В процессе исследования мы обнаружили, что существует мало исследований, которые посвящены непосредственно Ли Сонге и его мифологическому образу. В качестве исключения можно назвать, например, статью Дона Бейкера 2 , а также достаточно обширные комментарии к «Оде о драконах, летящих к небу» 3 и глубо- кий разбор правления Ли Сонге в англоязычном переводе его хроник из «Истин- ных записей [правления] династии Чосон» 4 . На корейском языке, к сожалению, на данный момент мы смогли найти только отдельные комментарии о правлении Ли Сонге, но не исследование его образа как такового. Опираясь на изученный нами материал, мы пришли к выводу, что Ли Сонге не только, как широко известно: а) избран Небом, ведь Небо, «подтверждая», положительно отреагировало на восхождение Ли Сонге на престол, одарив народ проливными дождями после долгой засухи; и б) имел не только вырази- тельную (особенную!) внешность — «большие уши»; но и особые спортивные таланты — в частности, в игре в поло. Но также исключительно единообразно Ван Гону приходит к власти: в описываемом «ритуале» смены правителя функ- ционируют одни и те же «архетипы» или собирательные образы — «плохой правитель» (Кунъе для Ван Гона; Конъян-ван для Ли Сонге), избранник народа 1 История Корё ( Корёса ). URL: kyudb.snu.ac.kr/pf01/rendererImg.do. 2 Baker D . Rhetoric, Ritual, and Political Legitimacy: Justifying Yi Seong-gye’s Ascension to the Throne // Korea Journal, vol. 53, no. 4, 2013. P. 141–167. 3 Ода о драконах, летящих к небу / пер. со среднекорейского, стихотворное переложение Е. Н. Кондратьевой ; вступ, ст., пер. с ханмуна прим. Е. Н. Кондратьевой, О. М. Мазо. М.: Вост. лит., 2011. 239 с. 4 The Annals of King T’aejo, Founder of Korea’s Choson Dynasty / transl. and annotated by Choi Byonghyon. Harvard University Press, 2014. 1,028 pp.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=