XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 377 Источниковедение и историография Кореи Так как доклад посвящен не столько разоблачению мифов, сколько их анализу, кратко отметим, что организованная преступность, которая широко присутствует в кино, имеет очень ограниченную нишу и влияние в реальной жизни, а проблемы с поступлением в ВУЗы и трудности с рынком недвижимости и покупкой/арендой квартиры, имеют совершенно иную природу. Распространенное описание чеболей как «мафиозных корпораций» тоже далеко от реальности, так как, во-первых, нет никакой связи между корпорациями и орга- низованной преступностью, а во-вторых, несмотря на срощенность с государством, не олигархи диктовали правительству, что делать. Наоборот—как при Пак Чон Хи, так и при Ким Дэ Чжуне, провительство давало указания, а корпорация, которая пыталась возражать, быстро доводилась до банкротства («Самхо» при Пак Чон Хи, Daewoo при Ким Дэ Чжуне). Перечислять и разоблачать мифы можно долго, но куда интереснее понять, что стоит за их формированием. Если «патриотическая» часть мифов ещё как-то связывается с наследием Холодной войны и пропагандистскими штампами того времени, то «либеральные» мифы, как представляется автору, строятся на двух основах. Первая основа — это то, что в психологии называют «проекцией», когда соб- ственные проблемы переносят на другого человека или иную ситуацию. В соче- тании с ограниченностью знаний и нежеланием всерьёз заниматься поиском информации, это приводит к тому, что процессы, привычные для нашей страны, воспринимаются как существующие по умолчанию везде. Кроме того, связанное с кризисом компетентности некритическое восприятие источников формирует т.н. «синдром Чапаева», в котором воплощённый в книге образ персонажа полностью заменяет его реальный прототип. В результате полу- чившие огромную популярность такие фильмы и сериалы, как «Паразиты» Пон Чжун Хо или «Игра в кальмара» были восприняты как документальные и дали толчок к распространению мифов о современной социально-экономической ситуации в РК. Вторая основа — это типичный для российской оппозиционной риторики приём «говорим одно — имеем в виду другое». Понятно, что условный Явлин- ский на самом деле не особенно желает знать о реальном Ким Дэ Чжуне. Ему нужен условный Ким, которым он ассоциирует себя, бичуя современную ему Россию. Обычно этот риторический приём используется при обличении Севера, однако, ввиду отсутствия на Севере некоторых объектов для критики, приходится довольствоваться Югом. Таким образом, формирование чёрных мифов про РК отражает общие законы мифотворчества. Даже имея возможность проверить реальные факты, мифотворцы этого не делают, потому что реальная ситуация им не важна. Миф иллюстрирует некий тезис, имеющий лишь отдалённое отношение к изучаемой стране (в данном случае — к Южной Корее). Что мешало Мовчану просто посмотреть на карту и выяснить, где больше гор?

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=