XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 369 Источниковедение и историография Японии создала род государей, своих потомков, для исполнения своих правил-принципов на территории Японии и покровительствует этому роду. Аматэрасу по договорен- ности с другими божествами устанавливает форму правления в Японии, наиболее подходящую для данного момента ухудшения кальпы. Укажем эти формы прав- ления государей в хронологическом порядке: 1) единолично, 2) при поддержке помощника, а затем регента/канцлера, 3) как отрекшиеся государи (сохраняется регент/канцлер при действующем государе), 4) при помощи военных правителей сёгунов (и регентов/канцлеров) 1 . Правления женщин-государынь приходятся на времена правления государей при поддержке помощника (2). Этому способствовало появление новых «прин- ципов»: расхождение скрытых и явных «принципов», необходимость появления буддизма для поддержания Закон государя Законом Будды, нарушение «правиль- ного» наследования от отца к сыну 2 . Государю уже может наследовать и внук, и дочь, и супруга. Государям начинает помогать сначала помощник, а затем регент; Дзиэн так описывает это время: От Тю:ай до Ко:нин, на протяжении 36 правлений, наследование тем или иным образом отклонялось [от прямой линии], в чем проявлялось действие иных прин- ципов. В то время появились женщины-правительницы; правительницы Ко:гёку и Ко:кэн дважды восходили на трон и провозглашались государынями 3 . Мудрый помощник поддерживал и корректировал любого правителя, неза- висимо от его пола и способностей. Когда система назначения помощника (впоследствии регента) полностью сформировалась, необходимость в женских правлениях отпала: [Божества] соизволили создать такой порядок: не стало более женщин-прави- тельниц, неподходящих для последних правлений, и отца государевой супруги стали назначать секретарем при особе государя найран , и привлекать к делам, а женщины не только завершали [дела в] этой стране, но и обеспечивали почтение родителям и благодарность за их милости 4 . Согласно исторической теории Дзиэна, созданной на основе философии япон- ского буддизма, правления женщин-государынь — закономерный этап в истории Японии Историческая теория Дзиэна, объясняет причины правления женщин набором принципов- дори (правила, законы мироздания, действующие в скрытом и явном мирах), которые свойственны определенному отрезку ухудшающейся кальпы. 1 Федянина В. А. Философско-методологические основания периодизации японской истории в работах монаха Дзиэн (1155–1255) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 61. С. 117–125. 2 Гукансё (Записи моих скромных мыслей) / Нихон котэн бунгаку тайкэй (Собрание классической литературы Японии). Т. 86. Токио: 1967. С. 130. 3 Гукансё, с. 148. 4 Гукансё, с. 149.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=