XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 357 Источниковедение и историография Японии а порой и вовсе явно основывает своё повествование на позднейших литератур- ных источниках 1 . Об источниках надо сказать особо. Разумеется, исследователи использовали и используют редкие и фрагментарные упоминания о деятельности синоби в «воинских повестях» ( 軍記 , гунки ). Наряду с ними до нас дошло изрядное число наставлений ( 伝書 , дэнсё )по военному делу, нередко затрагивающих разведку, а также ряд наставлений непосредственно по методам ниндзюцу. Ещё одним важным видом источников являются «Истории о происхождении» ( 由緒書 , юйсё- гаки ), написанные потомками средневековых лазутчиков и посвящённые деяниям предков 2 . Упоминавшийся выше Осава Кюсё в своих публикациях утверждал, что собрал изрядную коллекцию, включавшую вышеупомянутые типы текстов, но теперешнее их местонахождение, к сожалению, неясно. Больше повезло коллек- циям таких исследователей, как Фудзита Сэйко и букинист Окимори Наосабуро ( 沖森直三郎 ), хранящимся ныне в Музее ниндзя в г. Ига. В конце 2000-х годов к теме синоби обратился известный историк и популя- ризатор науки Исода Митифуми ( 磯田道史 ), который разыскал ряд документов, связанных с синоби, служившими в княжествах Кисивада, Окаяма и Овари, а также исследовал документы из семейных архивов потомков синоби, проживающих в г. Кока преф. Сига 3 . Документы из семейных архивов с тех пор стали расшиф- ровываться и издаваться комитетом по культуре города Кока 4 . Вероятно, не без оглядки на деятельность его деятельность исследованиями ниндзя с 2012 года занялись учёные из Университета Миэ. Поскольку территория бывшей провинции Ига, известной как «родина ниндзя» как раз входит в нынеш- нюю префектуру Миэ, эти исследования изначально должны были прежде всего сконцентрироваться именно на местной традиции ниндзюцу, в т. ч. На исследо- вании упомянутых выше документов, хранящихся в музее г. Ига 5 . Ключевыми фигурами в этом процессе стали историк Ямада Юдзи ( 山田雄司 ), литерату- ровед Ёсимару Кацуя ( 吉丸雄哉 ), а также Каваками Дзинъити ( 川上仁一 ) — мастер боевых искусств и носитель традиции ниндзюцу школы Кока-рю. Особен- ностью исследований, проводившихся этой группой, стал комплексный подход, изучающий как реальный облик исторических синоби, так и их имидж, сформи- ровавшийся в японской художественной литературе. Это позволяет наконец отде- лить правду от вымысла, поскольку многие черты вымышленного образа ниндзя долгое время принимались за правду — такие привычные черты образа ниндзя, 1 Впрочем, об этом приходится лишь догадываться, поскольку этот автор редко ссылается на какие-либо источники. 2 Разумеется, объективность изложения не относится к числу достоинств этих текстов. 3 Некоторые результаты своих исследований он опубликовал в своих книгах «Как читать историю с интересом?» ( 歴史の愉しみ方 , 2012) и «Прочтение истории» ( 歴史の読み解き方 , 2013). 4 На сегодняшний день издано четыре тома: Документы семьи Ватанабэ, документы Тикамацу Сигэнори из библиотеки Хоса-бунко, документы семьи Уэно в 2-х томах. 5 Целый ряд из них с тех пор был опубликован.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=