XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

356 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция X Кубасов Ф. В. (РГПУ, Санкт-Петербург) Исследование истории японских средневековых лазутчиков-синоби: историография и текущее состояние Средневековые японские лазутчики и диверсанты синоби , в наши дни более известные как « ниндзя », в последние лет десять стали объектом пристального внимания японских учёных — прежде всего, историков. Хотя эти персонажи прочно заняли своё место в массовой культуре ещё со времён театра кабуки , а публикации, посвящённые исследованию феномена ниндзя и их методов ( нин- дзюцу ) начали появляться чуть более века назад 1 , в подавляющем большинстве случаев этими исследованиями занимались люди, далёкие от академической науки, в то время как профессиональные учёные, по всей видимости, считали подобную тему для исследований «несерьёзной», и не заслуживающей внимания. В связи с этим исследованиями истории ниндзя долгое время занимались энтузиасты, не владеющие научной методологией. Таковы исследователи довоенной поры: писатель Ито Гингэцу ( 伊藤銀月 ), мастер боевых искусств Фудзита Сэйко ( 藤田西湖 ), краеведы Наканиси Ёситака ( 中西義孝 ) и Осава Кюсё ( 大沢休象 ). В послевоенный период образ ниндзя вновь оказывается востребован в мас- совой культуре как альтернатива образу самурая, скомпрометированному мили- таристической пропагандой: ниндзя позиционируются как герои из народа, противостоящие «самураям-эксплуататорам» 2 . При этом академические историки по-прежнему обходили историю средневековых лазутчиков стороной. Основными авторитетами в области исследований ниндзя во второй половине ХХ в. стали краевед Окусэ Хэйситиро ( 奥瀬平七郎 ) и мастер боевых искусств Нава Юмио ( 名和弓雄 ). Окусэ Хэйситиро в своих книгах предпринимает первый опыт сквозной исто- рии ниндзя «от времён богов до революции Мэйдзи (1868)». При этом, хотя он и относится довольно критически к приводимым в старинных наставлениях по ниндзюцу легендам, связывающим возникновение этого искусства с божествами синтоистского пантеона и полулегендарными правителями древности 3 , часть легенд, касающихся уже средневекового периода, он воспринимает всерьёз, 1 Первая известная сегодня книга такого рода — «Методы даосских отшельников и ниндзюцу» ( 仙術与忍術 , Сэндзюцу-то ниндзюцу) выпущена в 1906 г. автором, скрывшимся под псевдонимом Сигэцу-доси ( 指月導師 ). 2 В этом, разумеется, сказалось и влияние левых идей в послевоенный период. Достаточно ска- зать, что один из первых послевоенных романов о похождениях ниндзя — Синоби-но-моно ( 忍び の者 , автор Мураяма Томоёси 村山知義 ) был впервые опубликован по частям на страницах газеты Акахата ( 赤旗 , яп. «Красное знамя», рупор компартии Японии). 3 Чего, впрочем, не делают авторы последующих научно-популярных книжек, пересказывающие сведения из книг Окусэ уже как установленную истину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=