XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 343 Источниковедение и историография Китая государственной службы, на которую они планировали поступить 1 . Для студентов были приглашены преподаватели, которые читали адаптированные курсы, напри- мер, по государственному праву, включавшие все необходимые теоретические сведения для востоковедов, необходимые для профессиональной деятельности. Известно, что существовали привилегированные учебные заведения, выпускники которых пользовались преимуществом при поступлении в МИД, среди них можно выделить Александровский лицей, а также Императорское училище правоведения. Например, чиновник Азиатского департаментаМИД, а также талантливый перевод- чик китайского языка П. К. Рудановский (1871–1904) был выпускником младшего, то есть гимназического курса училища и факультета восточных языков Санкт-Пе- тербургского университета. Ему было доверено участвовать на переговорах с Ли Хунчжаном и быть непосредственно его переводчиком. Несколько выпускников Александровского лицея стали министрами иностранных дел. Дипломат А. Б. Лоба- нов-Ростовский (1824–1896) был министром с 1895 по 1896 гг. Он принимал участие в разработке русско-китайского договора о союзе и строительстве КВЖД в 1896 г., а также подписал документ, закреплявший позиции России и Японии по корейскому вопросу, известный под названием протокола Лобанова–Ямагата. Другой выпускник Александровского лицея А. П. Извольский (1856–1919) был посланником в Японии (1899–1903) и министром иностранных дел (1906–1910). Продвижению знаний о востоке способствовало Императорское общество вос- токоведения, при котором были учрежденыКурсы восточных языков. Известно, что в 1906–1908 гг. здесь изучались персидский, китайский, монгольский и японский языки. В 1910 г. это заведение было преобразовано в Практическую восточную академию, в которой было пять отделений, включавших востоковедные дисци- плины, юриспруденцию и коммерцию. Таким образом, востоковедная подготовка ставила перед собой задачу подго- товить будущего востоковеда-дипломата, включая в образовательный компонент не только язык, но и теоретические дисциплины. Хэ Юйдань (Нанькайский университет, КНР) Вклад академика С. Л. Тихвинского в изучение истории Китая (по оценкам китайских ученых) В этом году исполняется 105 лет со дня рождения академика Сергея Леони- довича Тихвинского. 1 Петербургский ун-т. Факультет восточных языков. Материалы для истории Факультета восточ- ных языков. Т.4: Обзор деятельности факультета 1855–1905: С прил. обзора истории востоковедения в России до 1855 г. / Сост. проф. В. В. Бартольдом. СПб: Тип. М. М. Стасюлевича. 1909. С. 163.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=