XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

340 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Одна из сфер жизни государства Цзинь, претерпевших глубокую трансформа- цию, —это система представлений о власти, управлении и должностях. Еще в годы правлений Тай-цзу, чж. Агуда (1115–1123) 1 , и Тай-цзуна, чж. Уцимай (1123–1135) в качестве советников цзиньцы привлекали пленённых и завербованных чиновни- ков из Ляо и Сун 2 , которые стали посредниками в распространении новых знаний о сакральности власти, рангах, конфуцианских канонах и принципах. Активные изменения в политической культуре во многом были сопряжены с борьбой за власть среди членов чжурчжэньского правящего дома 3 , а также необходимостью управления китайскими территориями в ходе расширения владений Цзинь 4 . Агуда, основатель чжурчжэньского государства, получил титул хуан-ди благо- даря своему статусу ду бозиле 5 , что следует расценивать как результат сложных этнокультурных взаимодействий и тонкостей внешней дипломатии того времени 6 . Хотя в «Истории Цзинь» ( Цзинь ши 金史 ) он фигурирует как хуан-ди , однако, по существу, таковым еще не являлся. После смерти Агуды его младший брат Уцимай, обладая титулом аньбань бозиле, «надел желтый халат» и стал хуан-ди , вопреки исконным чжурчжэньским нормам избрания вождя всех племен ду бозиле 7 . Си-цзун, чж. Хэла (1135–1150), вступил на императорский престол также в силу статуса аньбань бозиле . В 1142 г. он нарёк своего сына хуан тай-цзы (сыном императора) и установил принцип перехода власти сыну старшей жены, что обу- словило окончательное исчезновение исконных чжурчжэньских представлений о должностях и правлении 8 . Такие глубокие изменения в политической культуре сопровождались транс- формацией религиозных представлений чжурчжэней. В автохтонную культуру с присущей ей верой в духов и шаманизм интегрировалось конфуцианство, которое привнесло новую систему ритуалов и сформировало важные государственные культы. Расцвет китаизированной системы обрядов в Цзинь приходится на время правления Ши-цзуна (1161–1189). 1 Здесь и далее указаны годы правления императоров. 2 Лю Хуэй. Цзиньдай жусюэ фачжань майло люйси (Анализ развития конфуцианства Цзинь) // Дунбэй шиди. 2009. № 5. С. 46–50. 3 Ли Сюлянь . Цзиньюань нюйчжэнь дэ инсюн шидай (Героическая эра чжурчжэней государства Цзинь). Бэйцзин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2018. С. 167–180. 4 Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х в. — 1234 г.). М.: Издательство «Наука», 1975. С. 149– 154. 5 Об исконной должностной системе чжурчжэней см.: История Золотой империи / Пер. Г. М. Розова, коммент. Г. М. Малявкина. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. С. 99, 240; Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Изда- тельство «Восточная литература» РАН, 1997. С. 161–165; Вайшань Цзюньчжи. Цзиньчао ши яньцзю (Исследование истории династии Цзинь). Хэйлунцзян чаосянь миньцзу чубаньшэ, 1988. С. 162–164. 6 Гончаров С. Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун. 1127–1142. М.: Наука, 1986. 7 Ли Сюлянь . Цзиньюань нюйчжэнь дэ инсюн шидай (Героическая эра чжурчжэней государства Цзинь). Бэйцзин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2018. С. 153–154. 8 Там же. С. 177.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=