XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 339 Источниковедение и историография Китая текста, фрагменты которого сохранились только в составе «Лу ши», — «Дань ху шу» 丹壺書 («Книга киноварного чайника»). В ней перечисляются династии, якобы правившие на протяжении восьмой и девятой эр, с указанием числа поколений правителей в каждом из родов. В то же время представления Ло Ми о десяти эрах не являются простой компиляцией сведений из более ранних источников, но обладают определённой спецификой. Так, по его мнению, Десять эр начались не сразу после разделения Неба и Земли, а спустя значительное время, на протяжении которого правило шесть государей—Хунь-дунь 渾敦 , Первые Трое августейших государей ( чу сань хуан цзюнь 初三皇君 ) и Двое чудесных ( эр лин 二靈 ), т. е. два государя, входящие в когорту «Средних Троих августейших» ( чжун сань хуан 中三皇 ) — Тянь-хуан 天皇 и Ди-хуан 地皇 . Соответственно, начало периода десяти эр в системе Ло Ми начинается с воцарения последнего из «Средних Троих августейших»—Тай-хуана 泰皇 , также известного как Жэнь-хуан. Самобытностью отличается и приведён- ный в «Лу ши» перечень правителей седьмой эры, в более ранних источниках не фигурировавший и составленный, насколько можно судить, самим Ло Ми. Кроме того, Ло Ми отказывается от традиционных представлений о продолжительности десяти эр, якобы составлявших два с лишним миллиона лет, считая, что «[вопрос] о длительности или краткости их сроков можно оставить без обсуждения». Таким образом, представления о десяти эрах, зафиксированные в «Лу ши», с одной стороны, наследуют более ранним источникам, большинство из которых до наших дней не сохранилось, а с другой — представляют собой новый этап в развитии концепции десяти эр. Хаймурзина М. А. (АмГУ, Благовещенск) К вопросу о китаизации религиозно-политической жизни чжурчжэней государства Цзинь (1115–1234) 1 Взаимодействие разных народов всегда сопряжено с взаимовлиянием культур. Вопрос абсолютной ассимиляции жизни чжурчжэней спорный, поэтому говоря о китаизации, мы прежде всего имеем в виду верхушку цзиньского общества и тех чжурчжэней, которые переселились на территории южнее Великой китай- ской стены. А что касается периферии, то там влияние Китая, скорей всего, было минимальным, либо совсем отсутствовало 2 . 1 Исследование выполнено в рамках реализации научной темы FZMU-2022–0008, рег. номер 1022052600017–6, Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» 2 Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (Х в. — 1234 г.). М.: Наука, 1983. С. 240–260.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=