XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
336 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX вели ежедневную кропотливую работу по обеспечению двусторонних отношений между Россией и империей Цин. Со второй половиныXIXв. внешняя политика Российской империи на восточном направлении, в частности, в Китае существенно интенсифицировалась. С приходом в 1892 г. на пост министра финансов СергеяЮльевича Витте (1849–1915), был взят курс на т.н. «мирное экономическое проникновение» России на Дальний Восток. Этот этап в русско-китайских отношениях ознаменовался значительными успехами отечественной дипломатии в Китае, в частности, заключением в 1896 г. секретного союзного договора между Российской империей и империейЦин, а также протокола на постройку Китайско-восточнойжелезной дороги. Именно с этого времени наряду с т.н. «карьерными» дипломатами—выпускниками специализированных учебных заведений, традиционно занимавшихся подготовкой кадров для дипломатической службы (Александровский лицей, Пажеский корпус и др.), либо военными — на заграничную службу в Китае и других дальневосточных странах стали все чаще привлекаться специалисты, получившие высшее востоковедное образование. 22 октября (3 ноября) 1854 г. указом императора Николая I в Санкт-Петербург- ском университете был учрежден Факультет восточных языков. Этот исторический шаг способствовал развитию российского академического и практического восто- коведения. Многие выпускники факультета находили свое призвание на диплома- тическом поприще, способствуя укреплению связей России со странами Востока. Согласно правилам приема персонала в министерство иностранных дел от 1859 г. поступление на дипломатическую службу требовало наличия диплома о высшем гуманитарном образовании, при этом мастерство во владении восточным языком способствовало назначению на заграничную службу. С начала XX в. желающие поступить на дипломатическую службу должны были принять участие в специ- альном конкурсном экзамене, проводимом совещанием, в которое входили все директора департаментов и начальники отделов министерства иностранных дел. Те претенденты, кто успешно окончил разряд китайско-монгольско-маньчжурского языка на Факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета, могли избежать данного экзамена, но должны были служить исключительно в качестве драгоманов или секретарей-драгоманов при консульствах и иных дипломатических представительствах Российской империи. Наиболее талантливые выпускники Факультета восточных языков, наряду с научной карьерой довольно часто изби- рали дипломатическую службу. Типичный карьерный путь таких дипломатиче- ских работников состоял из следующих этапов: языковой студент при Миссии в Пекине, драгоман при консульстве, секретарь консульства, вице-консул, консул, генеральный консул. Отечественные дипломатические работники в Китае на рубеже XIX—XX вв., значительная часть которых являлись профессиональными китаеведами, в своей работе руководствовались, прежде всего, национальными интересами, в то же время стремясь поддерживать равноправные и взаимовыгод- ные отношения с китайской стороной, а также сохранять баланс сил в отношениях с другими государствами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=