XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

332 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Скрыпник Е. С. (ИВ РАН, Москва) Знамения, зафиксированные в период правления У Цзэ-тянь (624–705), в главах « Пять первоэлементов » «Старой книги [об эпохе] Тан» и «Новой книги [об эпохе] Тан» Согласно традиционным китайским представлениям, знамения являлись выра- жением отношения Неба к политике, проводимой императором, и были тесно связаны с теорией «небесного повеления» ( тянь-мин 天命 ) 1 . Ошибки в государ- ственном управлении приводили к нарушениям свойств «пяти первоэлементов/ фаз» ( у син 五行 ) — дерева ( му 木 ), огня ( хо 火 ), металла ( цзинь 金 ), почвы ( ту 土 ) и воды ( шуй 水 ), — а результатом этого, в свою очередь, было появление тех или иных чудесных событий-знамений. Что касается династийных историй (в том числе обеих «Книг [об эпохе] Тан» 2 ), то основные сведения о знамениях содержатся в главах У син . Интерпретации знамений проводились в двух направлениях—про- фетическом (как предсказание будущих событий) и пенитенциарном (как реакци- я-наказание за уже совершенные ошибки) 3 . Знамения обычно классифицированы по типам, внутри каждого типа—расположены в хронологическом порядке, таким образом составляя, по выражениюС. В. Зинина, «историю династии в знамениях» 4 . Следует, впрочем, отметить, что в данных главах могли перечисляться не все зна- мения 5 , а лишь те, которые посчитали необходимым внести в перечень создатели хроник. Таким образом ученые-летописцы опосредованно выражали свое мнение о происходивших событиях и давали им свою оценку 6 . В соответствии с данными упомянутых глав «Книг [об эпохе] Тан», ошибки, злоупотребления и нарушения в экономической сфере (в частности—земледелии) приводят к тому, что «дерево не [способно] изгибаться-выпрямляться» ( му бу цюй чжи 木不曲直 ), пренебрежение законами, ошибки в назначениях и разжалова- ниями т. п. — к тому, что «огонь не [вздымает] языки пламени вверх» ( хо бу янь 1 Wu H. The Wu Liang Shrine: The Ideology of Early Chinese Pictorial Art. Stanford: Stanford University Press, 1989. 412 p. P. 85. 2 Подразумеваются «Старая книга [о] Тан» 舊唐書 («ЦзюТан шу»; завершена к 945 г.; далее—ЦТШ) и «Новая книга [о] Тан» 新唐書 («Синь Тан шу»; завершена к 1060 г.; далее — СТШ) 3 Wu H. The Wu Liang Shrine: The Ideology of Early Chinese Pictorial Art. Stanford: Stanford University Press, 1989. 412 p. P. 85; Зинин С. В. Протест и пророчество в традиционном Китае: жанр яо с древности до XVII века н. э. Москва: ИВ РАН, 1997. 225 с. С. 32. 4 Зинин С. В. Протест и пророчество в традиционном Китае: жанр яо с древности до XVII века н. э. Москва: ИВ РАН, 1997. 225 с. С. 36. 5 Mansvelt Beck B. J. The Treatises of Later Han: Their Author, Sources, Contents, and Place in Chinese Historiography. Leiden, New York: E. J. Brill, 1990. 296 p. P. 148. 6 Зинин С. В. Протест и пророчество в традиционном Китае: жанр яо с древности до XVII века н. э. Москва: ИВ РАН, 1997. 225 с. С. 36–37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=