XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 331 Источниковедение и историография Китая проблем и, как следствие, свое будущее. В этой связи, мнение приглашенных докладчиков, которое они также озвучивают в своих научных работах, можно трактовать как в определенной степени близкое к внутрипартийной риторике по соответствующим вопросам. Стоит подчеркнуть, что единого взгляда на данный институт, как и его однознач- ной оценки у авторов, разрабатывающих эту тему, нет. Положительного мнения придерживаются, преимущественно, российские исследователи (Г. И. Марченко, И. Г. Чубаров), которые отмечают, что система коллективного обучения дает воз- можность отследить изменения политики Китая и её направленность посредством анализа тематики представленных докладов. Кроме того, проведение дискуссий с приглашенными докладчиками, которые проходят по окончании выступлений, способствует росту авторитета экспертного знания и стабильному развитию китай- ского государства 1 . Зарубежные исследователи (Лэнс Л. П. Гор), а также представители тайваньских научных учреждений (Цай Вэньсюань, Никола Дин), напротив, склонны считать, что зачастую дополнительные обсуждения и «обучение» в рамках образователь- ных сессий необходимы не столько для поиска решений дискуссионных вопросов, сколько для укрепления единого и «правильного» внутрипартийного дискурса в отношении определенных проблем — этому способствует механизм подбора тем докладов и выступающих, которым руководит непосредственно генеральный секретарь Коммунистической партии. Практика проведения учебных заседаний без участия приглашенных лекторов и обмена мнениями по заранее объявленным темам, иногда применяющаяся при нынешнем генеральном секретаре Си Цзинь- пином, по их мнению, лишь подтверждает номинальный статус докладчиков в образовательном процессе. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что восприятие и оценка системы коллективного обучения во многом зависит от исследовательской тра- диции, которой следуют авторы работ. В результате внимание уделяется лишь конкретным характеристикам образовательных сессий, а не всему институту как единому целому и его влиянию на политическую жизнь Китая. Таким образом, проблема изучения системы коллективного обучения членов Политбюро ЦК КПК остается актуальной и требует дальнейшего, более детального и комплексного изучения. 1 Чубаров И. Г. Групповые учебные занятия для высших должностных лиц — самобытный эле- мент китайской политической системы // Китай в год проведения XX съезда КПК. Сборник статей на основе докладов Ежегодной всероссийской научной конференции «Современное китайское государство». Москва, 16 и 18 марта 2022 года. М.: ИКСА РАН, 2022. С. 35–46.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=