XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

328 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Сафин Т. А. (ИВ РАН; РАНХиГС, Москва) Концепция древнекитайского линиджа: штрихи к портрету В середине XX в. историки, реконструировавшие общество древнего Китая II–I тыс. до н. э., активно прибегали к заимствованию концепций из области социальной антропологии. Так, была заимствована концепция рэмиджа (сегмен- тированного или статусного линиджа), которая предполагала, что в ходе увеличе- ния десцентной группы может сформироваться исключительно крупный (сотни, тысячи, десятки и даже сотни тысяч человек) коллектив кровных родственников, контролирующий определенную территорию и являющийся политической еди- ницей с собственной армией, в котором политический статус индивида зависит от его генеалогического старшинства. С подачи таких специалистов, как Чжан Гуанчжи (1931–2001) и Чжу Фэнхань (р. 1947) эта концепция стала мэйнстрим- ной и поддерживается многими специалистами вплоть до настоящего времени. Однако, собственно в антропологии история рэмиджа сложилась гораздо менее успешно. Описанное выше понимание термина восходит к ранним рабо- там М. Салинса (1930–2021), который в 1950-е заимствовал термин Р. Фирта (1991–2002), выдвинутый им в 1936 году, и этнографические описания Э. Гиф- форда (1887–1959), сделанные в 1920-е гг. в Королевстве Тонга. Но построения Салинса сразу же подверглись резкой критике. Во-первых, Р. Фирт, автор термина «рэмидж», счел собственное определение 1936 года ошибочным, и предложил изменить его. Объединяя слова «рамификация» (т.е. ветвление) и «линидж» (дес- центная группа, члены которой объединены происхождением от общего предка, и могут проследить конкретные генеалогические отношения между собой) Фирт предполагал, что ключевой особенностью рамифицированного линиджа (рэмиджа) является уникальная способность к сегментации, ветвлению. Но поскольку все линиджи так или иначе способны сегментироваться, впоследствии он предложил использовать термин «ремидж» для обозначения амбилинейной десцентной группы, т. е. такой, где набор в группу может вестись как по мужской, так и по женской линии, а у ребенка (хотя бы в теории) есть выбор: вступить в группу отца или матери. Во-вторых, новое поколение антропологов, изучавших Королевство Тонга и другие регионы Океании, весьма скептически отнеслось к более ранним рас- суждениям Э. Гиффорда, который не столько записывал свои собственные наблю- дения, сколько пытался восстановить историю аборигенов, используя для этого весьма сомнительные данные и методы. Гиффорд заметил, что в среде местной аристократии статус отца наследует лишь старший сын, а остальные опускаются на ранг ниже. Следовательно, рассуждал Гиффорд, в определенный момент младшие сыновья младших сыновей должны стать простолюдинами, а значит простолюдины и аристократы в королевстве Тонга являлись членами одной дес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=