XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 317 Источниковедение и историография Китая (550–577) и Северная Чжоу (557–581). Одной из важнейших примет этой эпохи является интенсификация межэтнических взаимодействий как во внутригосудар- ственных рамках, так и в ходе различного рода контактов (военных, дипломатиче- ских, торговых, религиозных) между представителями разных этнополитических образований. Важнейшим содержанием этих контактов были процессы взаимов- лияния между китайцами ( хань ) и различными группами сяньби : тоба , юйвэнь , туюйхунь . Кроме того, значительную роль играли связи с северными соседями, прежде всего, с жоужанями и ранними тюрками. Благодаря развитиюШелкового пути на территорию Китая активно проникают выходцы из Центральной Азии (согдийцы). Наряду с письменными историческими источниками значительным информационным потенциалом для реконструкции этих сложных этнических процессов обладают памятники археологии, в первую очередь, погребения, принадлежавшие представителям различных этнических групп, что может быть установлено благодаря традиции помещения в гробницу каменных плит с выгра- вированными на них текстами эпитафий, содержащими имена и биографии покой- ных. Материалами для нашего исследования послужили погребения жоужаньской принцессы Юйцзюлюй Чидилянь (Линь Хэ) (550); аристократов-чиновников Северной Чжоу —Юйвэнь Мэна (564), Ли Сяня (569), Тянь Хуна (574; Северной Ци — Лоу Жуя (570) и Сюй Сяньсю (571); а также китайских «согдийцев» Кан Е (571), Ань Цзя (579), Ши-цзюня (580) и Юй Хуна (598) 1 . Погребальные комплексы эпохи Северных династий представляют собой памятники сложной структуры—многослойный «гипертекст» из нескольких свя- занных между собой нарративов, каждый из которых требует применения особого набора научных методов и методик. Так, конструктивные особенности гробницы, сопроводительный инвентарь и следы проводившихся в гробнице ритуалов могут быть изучены с использованием базовых методов археологии: типологического, стратиграфического, планиграфического, картографического, объединенных в рамках системного подхода. Исследование погребальных рельефов, настенных росписей, мелкой пластики подразумевает применение методов стилистического, иконографического и семантического анализа. Эпиграфические материалы (тексты эпитафий) требуют обращения к палеографическим и текстологическим методикам. В качестве дополнительного, однако совершенно необходимого для комплексного исследования этих памятников элемента должны быть привлечены письменные источники, прежде всего, биографии покойных, включенные в офи- циальные династийные истории (при наличии). Повышенная трудность изучения данных комплексов обусловлена тем, что различные «тексты» в составе комплекса могли принадлежать к различным этно- культурным традициям. Так, конструкция погребений в целомможет быть отнесена к условной «общекитайской» традиции, что отражало социальный статус погре- бенных как представителей правящего класса. К этой же китайско-конфуцианской 1 Само погребение относится уже периоду существования империи Суй, однако традиции, представленные в материалах гробницы, несомненно, были заложены в предшествующий период.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=