XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 315 Источниковедение и историография Китая Наблюдая при жизни ситуацию углублявшегося кризиса империи, в данном трак- тате он обратился с критикой многих недостатков современного ему общества с целью их исправления. В дошедшем до нас виде трактат представлен десятью главами и большим количеством разрозненных фрагментов, относящихся к еще двадцати утраченным главам текста. Если попытаться классифицировать дошедшие целиком главы, то по содержанию они представляют собой либо критические, либо энциклопеди- ческие. Критические главы посвящены проблемам соблюдения ритуала и закона в современном автору обществе, порицанию религиозных суеверий и даосских народных верований. Энциклопедические главы охватывают собой более широкую и разнообразную тематику: в них раскрыты такие темы, как физическая география страны, музыкальные инструменты и лады, политическая история и разновидности официальных культов. Наконец, одна из глав трактата носит смешанный характер, сочетая критические и энциклопедические черты. Отдельного внимания заслуживает рассмотрение географической главы «Шань цзэ» 山澤 («Горы и водоемы»). Она разбита на тематические разделы, посвященные таким терминам, как леса ( линь 林 ), холмы ( цю 丘 ), болота ( цзэ 澤 ), каналы ( цюй 渠 ) и т. д. Наиболее подробными и важными разделами, которые вместе с тем открывают главу, являются «Пять [священных] пиков» («У юэ» 五嶽 ) и «Четыре [великих] реки» («Сы ду» 四瀆 ). В этих двух разделах Ин Шао уделяет особое внимание необходимости регулярных инспекционных поездок по стране и отправления ритуалов жертвоприношения Небу и Земле. В других разделах, описывающих менее важные географические понятия, Ин Шао обычно называет наиболее известные топонимы в стране, относящиеся к рассматриваемому тер- мину, отмечает их роль в сельском хозяйстве, судоходстве и т. п. Особый интерес в данной главе привлекает не столько содержание, сколько структура описания материала. Дело в том, что она имеет сходство с развивав- шемся позднее, в эпоху Лючао 六朝 («Шесть династий», 220–589 гг.), жанром энциклопедии. Это можно, прежде всего, видеть по стремлению автора охватить большой спектр терминов (всего девятнадцать в главе «Шань цзэ»), дав стан- дартную характеристику каждому. Такая характеристика обязательно включала определение, данное через глоссу или пояснение, а также несколько коротких цитат из канонических текстов, упоминающих его. Чтобы определить степень новизны принципов работы Ин Шао в данной главе, следует сопоставить содержание и структуру «Шань цзэ» с более ранними трактатами, имеющими географические разделы. Одним из безусловных предшественников ИнШао в этом является Сыма Цянь 司馬遷 (145?–86? гг. до н. э.), который включил в «Ши цзи» 史記 («Записи исто- риографа») «Хэ цюй шу» 河渠書 («Трактат о реках и каналах»). Этот трактат дает исторический обзор прокладывания каналов, налаживания системы ирригации земель, сооружения дамб и т. д., однако не дает анализ значения терминов или топонимов, которые упоминает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=