XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

314 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX для того, чтобы объяснять те или иные события или с большей силой повлиять на воображение читателя. В Не би чжуань мы не находим не зафиксированных в предшествующей Лю Сяну литературе, свидетельств о каких-либо чудесах. Это приводит нас к заключению, что, переписывая сюжет о растёкшейся по дворцу и принявшей образ чёрной черепахи слюне драконов, автор скорее высказывал уважение к авторитету задействованных им исторических памятников, нежели нуждался в подобном сюжете для подкрепления своей аргументации. Изъятие предыстории появления Бао Сы на свет не повлияло бы на убеди- тельность и целостность повествования, ибо все типические (по Лю Сяну) черты губительницы государства присутствуют в портрете Бао Сы безотносительно указанного элемента, и об этой женщине нельзя сказать, что в злодействе она превосходит прочих. Сравнивая супругу Ю- вана с другими коварными жёнами и наложницами, мы обнаруживаем, что сверхъестественное происхождение фактически ничего не добавляет к образу Бао Сы. Представляется чрезвычайно важным, что Лю Сян не демонизирует отрицательных героинь «Поставленных в ряд жизнеописаний женщин»: напротив, он придерживается линии на своего рода «обмирщение» суждений об истоках дурных наклонностей, имплицитно утверждая, что причины бедствий лежат на поверхности и могут быть устранены. Поскольку Ле нюй чжуань Лю Сяна является текстом тенденциозным, созданным согласно заранее поставленным целям, между историями Бао Сы и других «фавориток, несущих бедствия» прослеживается ожидаемый сюжетный и стилистический параллелизм. Повествование о Бао Сы в наибольшей степени перекликается с биографиями Мо Си и Да Цзи. Тексты, в которых Лю Сян говорит об отношениях государей с тремя перечисленными фигурами, построены при опоре на весьма близкие лексические и стилевые средства и содержат ряд похожих бытовых и психологических деталей, которых мы не находим в использованных автором первоисточниках. Эти оригинальные включения позволили Лю Сяну органично встроить посвящённый Бао Сы фрагмент в общую ткань цзюаня и тем самым усилить воздействие на читателя жизнеописаний, формально объединённых только назидательным замыслом составителя. Клементьева Т. В. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Роль трактата «Фэн су тун и» в становлении жанра географических сочинений в Китае «Фэн су тун и» 風俗通義 («Проникновение в смысл поветрий и обы- чаев») — трактат, написанный государственным деятелем и мыслителем Ин Шао 應劭 (ок. 140 г. – ум. до 204 г.), жившим в конце Восточной Хань 東漢 (25–220 гг.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=