XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 311 Источниковедение и историография Китая Попробуем сопоставить соответствующие разделы двух памятников, чтобы понять их содержание и особенности. Для примера возьмем две пары корреспон- дирующих глав из «И ли» и «Ли цзи». В центре внимания 4-й главы «И ли» («Ритуал пира [в училище при] сяне ) и 45-й главы «Ли цзи» («Значимость [ритуала] пира [в училище] при сяне ») находится один и тот же ритуал — пир в училище при сяне . Тексты по-разному подходят к описанию ритуала: «И ли» подробнейшим образом излагает порядок осуществления ритуального события, не упуская мельчайших деталей, касаю- щихся участников, их взаимодействия друг с другом в ходе ритуала, манипуляций с ритуальной атрибутикой и пр. «Ли цзи», в свою очередь, лишь кратко упоминая об основных ритуальных действиях, выносит на первый план все то, что призвано подчеркнуть значение конфуцианских ценностей. Чемже важен этот ритуал? Ответ очевиден— социальные отношения, пути их налаживания и совершенствования: уважение к старшим и забота о пожилых формируют преданность родителям и почтение к братьям; принцип сыновней почтительности — важнейший для правильных отношений в семье. Каковы должны быть ориентиры в социальных отношениях? Это почтение, уступчивость, уважение. Настойчиво звучит в тексте мотив чистоты, проявляющейся в ходе ритуала в бесконечных омываниях рук, ополаскивании кубков, постоянном использовании лохани: для совершенства события каждое действие требовало ритуальной чистоты. Формируемый образец социальных отношений и схема осуществления риту- ала проецируются на устройство универсума и основные закономерности его бытия, главными ориентирами при этом являются: небо и земля, силы инь и ян , три небесных светила, четыре времени года. «Ли цзи» содержит описания, позволяющие уточнить облик цзюнь-цзы : поч- тителен, уступчив, уважителен, стремится к чистоте, не распущен, не вступает в раздоры— такое поведение, по мнению составителей текста, направлено на то, чтобы избегать главного зла — мятежей. Упомянуты и важнейшие конфуцианские ценности: должная справедливость и , гуманность и человеколюбие жэнь , великая добродетель и величественное проявление всех высших моральных качеств шэн дэ , великодушие и благосклон- ность хоу , мудрость шэн . Как совершенствовать себя и способствовать умиротворению государства? Необходимо различать благородных и низких; при исполнении ритуала разделять пышность и сдержанность; пребывать в гармонии и наслаждении, не предаваясь праздности; уважать старших, не упуская при этом никого; пребывать в довольстве и веселости, не беспутствуя. Все это достигается в том числе благодаря ритуалу ли . Ли в системе ценностей стоит на первом месте: сначала ритуал, потом богатство. 1-я глава «И ли» («Ритуал надевания шапки [служилого] ши ») и 43-я глава «Ли цзи» («Значимость [ритуала] надевания шапки») связаны с ритуалом вступления юноши в совершеннолетие. И снова текст «Или» подробно представляет ритуал при- общения молодого человека ко взрослой жизни, детальнейшим образом описывая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=