XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

306 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX ко-географических аспектов (в т.ч. демографических и политических) —к наукам об обществе. Необходимо не просто «реконструировать» ландшафты прошедших эпох, но выявлять закономерности изменений и развития географической среды. По мнению Хоу Жэньчжи, в исторический период основной причиной этих изме- нений является деятельность человека, причем характер преобразования природы зависит не только от уровня развития производительных сил, но и от специфики производственных отношений. Статьи Хоу Жэньчжи, посвященные рассмотрению теоретических проблем исторической географии, стимулировали широкие дискуссии о ее предметной области и методологии. Не все его идеи были безоговорочно приняты научным сообществом, в частности, отнесение науки к сфере географии вызвало возражения у ряда исследователей, пришедших в историческую географию из исторической науки. В настоящее время в системе научных дисциплин специальность «Исто- рическая география» отнесена к разделу исторических, а не географических наук. Тем не менее, эти работы вошли в «золотой фонд» китайской исторической географии, заложили основу для ее модернизации. Дубровская Д. В. (ИВ РАН, Москва) Буддийская надпись 494 г. на стеле из храма Тоуто — история создания, сюжет и особенности стилистики Не имеющая заглавия инскрипция на каменном носителе, обычно именуемая просто «надписью из храма Тоуто» («Тоуто-сы бэй»; 頭陀寺碑 ), была выполнена светским буддистом-энтузиастом по имени Ван Цзинь—секретарем приверженца буддизма принца Сяо Цзыляна ( 蕭子良 ) и автором утерянной книги «История сангхи» ( 僧史 ) в честь реставрации храма, проведенной в 494 г. Уже при жизни автора текст этой пространной надписи превозносился как литературный шедевр, вскоре включенный в несколько антологий: так, данная надпись обнаруживается в цзюане 59 «Вэньсюань» ( 文選 ), входившем в «Антологию утонченной литера- туры» (530 г.). Сам камень, по-видимому, безвозвратно утерян: стела исчезла из храма вскоре после ее создания, и труд Ван Цзиня известен только по публикациям и отрывку эстампажа. Несмотря на то, что панегирик Ван Цзиня был выбит на камне в честь ренова- ции храма, суть надписи состоит вовсе не в прославлении труда реставраторов. Видимо, стремясь придать стилю изящество и в некотором приступе неофитского энтузиазма, Ван Цзинь написал произведение, состоящее из двух частей — исто- рико-теоретического вступления и поэтической оды. О самом храме и его пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=