XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 299 Источниковедение и историография Китая всячески героизировала Чжэна как патриота, который прогнал голландцев и вернул остров Китаю и китайцам, проявив глубокую преданность «великому делу объ- единения Родины». В 1962 г. (300-летие отвоевания Тайваня), в г. Сямэнь прошёл первый науч- ный форум по изучению Чжэн Чэнгуна, а историки Университета Сямэнь издали в 1965 г. «Сборник статей по исследованиям Чжэн Чэнгуна», включавший статьи про изгнание голландцев, историческую роль Чжэна, социально-экономическую политику клана Чжэн и т.д. После 1962 г. вышел и ряд других «юбилейных» сбор- ников по «истории Чжэн Чэнгуна», превративших её в одну из главных прорывных тем исследований в КНР. В 1982 г. Университет Сямэнь провёл научный форум в честь 320-летия изгна- ния голландцев, а в 1983 г. отмечалось 300-летие перехода острова под власть Цин. Эти круглые даты вызвали в 1980-х гг. новую волну публикаций о правлении на острове клана Чжэнов. В монографии 2009 г. об этнической политике на Тайване ведущий тайваневед Чэнь Цзяньюэ начал обзор истории острова с китайских правлений минского клана Чжэн и империи Цин. И лишь затем представил правления голландцев, испанцев и японцев, хотя европейцы колонизировали остров почти за 40 лет до Чжэн Чэнгуна. Впрочем, отсчет китайского правления с 1620-х гг. даётся уже в работах историков КНР 1950-х гг. ОфициальныйобразЧжэнЧэнгуна наТайване был долгое время схожим—борец за изгнание маньчжурских захватчиков на материке и освободитель острова от голландцев. Тайваньские историки тоже утверждали, что китайцы во главе с отцом Чжэн Чэнгуна освоили остров раньше голландцев, что позволяло оценивать победу 1662 г. как «возвращение Тайваня». Но эта версия требует особого изучения и пока остаётся скорее фактом истории пропаганды. После 300-летия «возвращения Тайваня» в 1963 г. власти острова, используя популярность Чжэн Чэнгуна, повысили ранг жертвоприношений в храмах Янь-пин Чжэн вана с местного до национального уровня, что стало пиком его официаль- ного почитания. В 1945–1963 гг. власти Гоминьдана использовали изгнание голландцев как параллель с освобождением острова от японцев, а образ Чжэна — для сравнения с Чан Кай-ши как китайским освободителем острова и борцом за возвращение на материк и объединение Китая. Борьба с маньчжурами под лозунгом «свергнемЦин, восстановимМин» подавалась как параллель с планами свергнуть КПК и вернуть власть над всем Китаем. Образ Чжэна стал также инструментом культурной про- паганды, нацеленной на «рекитаизцию» жителей острова после их японизации в годы колониального правления. Восхваление Чжэна как героя «славного освобождения» Тайваня велось и в 1980–1990-х гг., но приход в 2000 г. к власти пронезависимой Демократиче- ской прогрессивной партии (ДПП) дал старт форсированной «декитаизации», проявившейся в попытках разрушить патриотический образ Чжэн Чэнгуна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=