XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

298 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Тан Китая, которое при высоком научном уровне анализа может быть понятно и интересно и неспециалисту. В данном исследовании российские специалисты в контексте глобальных процессов рассматривают различные аспекты полити- ческой, правовой, военной истории династии Тан, а также уровень научно-тех- нического развития страны, особенности литературы и искусства, что является своеобразным обобщением различных российских изысканий в данной области. Цель данного доклада состоит в историографическом анализе различных аспек- тов посвящённого династии Тан раздела указанного издания, включая авторский подход, содержательную и оценочную сторону представленных материалов, степень проработанности источников и пр.; анализ проводится в сопоставлении с изданной в Кембридже историей династии Тан. Акцент делается на особенностях анализа истории династии Тан современными российскими китаеведами, даётся оценка научной ценности исследуемого раздела. Головачев В. Ц. (ИВ РАН, Москва) Образ Чжэн Чэнгуна в историографии КНР и Тайваня Чжэн Чэнгун 鄭成公 (1624–1662) — знаменитый и почитаемый в КНР и на Тайване исторический деятель, боровшийся против маньчжурских завоевателей, за что последние правители империиМин (1368–1644) пожаловали его род правом носить династийную фамилию. Благодаря прозвищу Го-син-е 國姓爺 (Владыка с императорской фамилией) он известен в западной историографии как Koxinga (Коксинга, Косинга). Чжэн Чэнгун был сыном китайского купца Чжэн Чжи-луна и японки. В 1661 г., проиграв битвы с маньчжурами на материке, Чжэн Чэнгун отступил на Тайвань, изгнав оттуда голландцев. Его потомки правили островом в 1662–1683 гг., а затем признали власть империи Цин. В конце XIX в. Чжэн Чэнгуна официально причислили к лику местных святых предков под храмовым именем Янь-пин Чжэн ван 延平鄭王 , а с ХХ в. его образ активно использовался и используется обеими сторонами Тайваньского пролива в целях пропаганды. В послевоенной китайской историографии всплески внимания к Чжэн Чэнгуну приходятся в основном на периоды кризисов в Тайваньском проливе (сер. 1950-х) и отмечаемых с 1962 г. юбилеев изгнания голландцев (1662) и воссоединения с материком после признания власти Цин (1883). В КНР профессор Сямэньского университета Ли Сичжу отметил в 2014 г., что после разделения двух берегов Тайваньского пролива в 1949 г. обе стороны активно использовали тему Чжэн Чэнгуна и правления Чжэнов на Тайване в целях пропаганды. Тайваньская сторона сделала её приоритетной потому, что лозунг «свергнем Цин, восстановим Мин» был созвучен планам Гоминьдана свергнуть КПК и вернуть власть над всем Китаем. Материковая сторона (КНР) тоже

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=