XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

294 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Способ возжигания душистого горючего порошка подразумевал несколько этапов: подготовку хорошо утрамбованного пепла в плоской курильнице в форме чаши с широким горлом; выкладывание определенного узора с помощью специаль- ных лопаточек и металлического штампа с прорезями, которые заполнялись мелко истолченным душистым порошком, приготовленным по специальной рецептуре. Штампы ( 印香模 иньсянмо , 篆香模 чжуаньсянмо ) обычно представляли собой иероглифические знаки либо узоры с особой семантикой. После снятия штампа на пепле оставался тот или иной узор, который осторожно поджигали с одного края. Появившись в Китае приблизительно в VIII в., ароматические печати первона- чально использовались преимущественно в религиозной сфере — с их помощью буддийские монахи проводили эзотерические ритуалы, отсчитывали время чтения сутр, определяли распорядок дня. Они входили в богатый арсенал буддийской атрибутики наряду с круговыми схемами-мандалами, алтарями с изображениями множества божеств, жертвенными дарами, с сакральными предметами типа ваджры, жезла власти 如意 жу-и , вазами, подсвечниками, чашами, подставками и пр. Первое упоминание об ароматической печати встречается в переводах сутр Ваджраяны, которые позже были включены в свод текстов Трипитака. В сутре под сокращенным названием «Ритуал печати бодхисаттвы Гуаньинь» ( 观自在菩 萨大悲智印 Гуаньцзыцзай пуса дабэй чжиинь , 746–774 гг.) описан способ под- жигания и выкладывания ароматического порошка в форме одного из знаков системы письма сиддхам, модифицированной версии санскрита, изобретенной Амогхаваджрой, основателем школы тантрического буддизма в Китае. В сутре представлен сакральный ритуал визуализации бодхисаттвы Гуаньинь в дыме от ароматической печати. В тексте присутствуют схематические изображения крышки курильницы, ароматической дорожки и своеобразного узора в виде облака дыма. Очевидно, в эзотерическом буддизме печать 印 инь была важным инструмен- том — с ее помощью во время ритуала «запечатывали» заклинания «истинного слова», а значения знаков мантры постигали через аромат печати. В связи с этим возможно, что истоки понятия «ароматическая печать» ( 香印 сянъинь ) стоит искать в рамках эзотерической традиции китайского буддизма. Вместе с культурным трансфером в сопредельные страны китайский способ воскурения благовоний с помощью курильниц-печатей в раннем средневековье проник на Корейский полуостров и Японский архипелаг, но к настоящему времени там практически изжил себя. Тем не менее кое-где в буддийских храмах Кореи и Японии до сих пор практикуют обычай выкладывания ароматических порошком фрагментов текстов сутр и мантр с последующим медитативным воскурением. В настоящее время воскурение благовоний с помощью ароматических печа- тей и штампов в странах Восточной Азии (особенно в Китае и Южной Корее) набирает все большую популярность. Использование печатей и штампов не огра- ничивается только бытовой, художественной и коммерческой сферами — к ним снова начинают обращаться при проведении религиозных церемоний. Поскольку обычай подношения благоуханных ароматов различным божествам зародился

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=