XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 293 Источниковедение и историография Китая в китайской иероглифике, М. Ф. Хван. Идеография. Библиография западных и китай- ских работ по теме, см. также: В. М. Алексеев «Рабочая библиография китаиста. Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая» (Спб, 2010) и в ней же статьюБ. Л. Рифтина «Осинологических словарях и справочниках, старых и новых». 11. Научно-популярные лекции об иероглифике в разных аудиториях. Работа с обращениями заинтересованных граждан-некитаистов относительно реформ и совершенствования китайского письма. Разделение на преподавательский и научный циклы весьма условное, ибо все теоретические разработки применялись в процессе обучения языку. Можно выделить чисто лингвистический и культурологический / литературоведческий подходы к изучению иероглифики, которые также переплетаются между собой. Таким образом, всё, написанное В. М. Алексеевым о китайской письменности, складывается в стройную систему его «науки об иероглифике», постулаты которой не потеряли своего значения и поныне. Войтишек Е. Э. (НГУ, Новосибирск) Ароматические печати и штампы как источники реконструкции буддийских ритуалов в культуре Восточной Азии Выкладывание на плотно утрамбованном пепле узоров из измельченного в порошок душистого сырья с последующим его возжиганием, то есть создание так называемых ароматических печатей ( 香印 сянъинь , 香篆 сянчжуань ), было одним из распространенных способов воскурения благовоний в Китае, начиная с эпохи Тан (618–907). С тех пор они стали неотъемлемой частью не только культуры ароматов, но и традиционной китайской культуры в целом, о чем свидетельствуют и письменные, и материальные источники. Период расцвета таких печатей пришелся в Китае на эпоху Сун (960– 1280) — с их помощью измеряли суточное время и определяли длительность «ночных страж», их широко использовали в ритуальных даосских и буддийских практиках, дворцовых и придворных церемониях, они служили предметом восхи- щения и почитания у многих поколений чиновников, ученого сословия и «людей культуры» 文人 вэньжэнь . Пережив в эпоху Сун пик своей популярности, арома- тические печати на несколько веков были практически преданы забвению. Лишь к середине XVII в. в каталогах и справочниках по культуре благовоний начинают появляться упоминания об их использовании, разрабатывается типология сосудов и инструментов для их воскурения, описываются рецепты для создания различных ароматических смесей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=