XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

290 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX печати автора. Одной из причин ее отнесения к творчеству Ху Хуаня послужило, возможно, введение в живописную композицию рисунков верблюдов и лошадей в технике, отвечающей характеристике, данной Го Жосюем 1 . Показано девять фигур, движущихся справа налево, т. е. от начала свитка в его глубину. Впереди процессии верхом едут двое мужчин, отворачивающих лица от встречного ветра. Хвосты их коней распущены и свободно развеваются. За ними пешком идут две женщины в красных одеяниях и головных уборах с красным верхом, их лица почти до самых глаз закрыты белыми матерчатыми повязками. Младшая из женщин ведет нагруженнуюпоклажей верблюдицу, за матерью следует маленький верблюжонок. Мы считаем эту женщину младшей по возрасту и, видимо, по статусу. У нее, в отличие от спутницы, яркий румянец во всю щеку, и красного цвета лишь наплечная накидка, а не вся одежда. На одном уровне с верблюжонком движется спешившийся всадник, ведущий в поводу своего коня. Замыкает про- цессию мужчина в шапке с красным верхом, едущий на белой лошади, с уздечки которой свисает красная кисть. Хвосты замыкающих коней также распущены. Около 15 лет тому назад известный историк искусства профессор Сюй Банда ( 徐邦达 , 1911–2012) обратил внимание, что на картине изображены женщины в характерных для монгольского времени головных уборах — бокках и, следова- тельно, она не могла быть создана ранее частичного (первая половина XIII в.) или полного (эпоха Юань, 1279–1368) завоевания Китая монголами. Применительно к исследованиям по истории костюма, предпринимаемым археологами, искус- ствоведами и палеоэтнографами, стоит заметить, что, если основывать датировку полотна на деталях изображенной на персонажах одежды, то получится логиче- ское кольцо: именно те предметы, датировка бытования которых и должна быть уточнена, служат для определения даты создания картины. Приступая к исследованию картины «Кочевники» («Фаньци ту»), мы рас- считывали, что удастся уточнить ее датировку, не прибегая к использованию особенностей одежды и головных уборов персонажей, чтобы не создавать логи- ческого кольца. Поэтому было решено: во-первых, сопоставить «Фаньци ту» с другими схожими по изображаемым реалиям полотнами, приписываемыми Ху Хуаню; во-вторых, расширить круг сопоставлений за счет близких по времени произведений в жанре жэньу иных авторов, содержащих реалии, аналогичные присутствующим на приписываемых Ху Хуанюкартинах. Предпочтение отдавалось полотнам, имеющим надежно обоснованнуюхронологическуюпривязку, что позво- лило уточнить даты создания рассматриваемых картин, в том числе и «Фаньци ту». В результате был выделен признак, никем до этого не привлекавшийся в каче- стве этно-хронологического маркера — оформление хвостов верховых коней. Как индикатор киданьской принадлежности изображенных персонажей отмечено китайских картин прошлого. Под ред. Цзян Вэнгуана. Пекин: Цзиньдунь чубаньшэ, 2004. С. 520. (на кит. яз.) 1 Го Жо-сюй. Записки о живописи: Что видел и слышал. М.: Главная редакция восточной лите- ратуры, 1978. С. 43.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=