XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 285 Источниковедение и историография Китая работе и, на основе советских принципов высшего образования, помогали соз- давать факультеты и кафедры современного типа, помогали разрабатывать обра- зовательные программы и планы учебных дисциплин, внедряли новые методы университетского обучения, такие как: семинары (обсуждения и дискуссии в классе), устные экзамены, бальную систему оценок, курсовые работы и проекты, производственную практику. Во-вторых, для того чтобы удовлетворить неотложную потребность КНР в квалифицированных кадрах, Народный университет Китая, опираясь на силы советских специалистов, организовал цельную систему по подготовке кадров различного уровня: рабфаки, обучение с отрывом и без отрыва от производства, курсы по повышению политических и управленческих навыков чиновников, подготовительные курсы и многое другое. В-третьих, советские специалисты сыграли важную роль в подготовке китай- ских преподавателей. Советские специалисты, во-первых, непосредственно вели занятия у китайских преподавателей. Они также принимали активное участие в подготовке китайских аспирантов. Согласно имеющимся данным, с 1950 г. по 1957 г. советские специалисты обучили 2574 аспиранта, что имело большое значение для выполнения университетом задачи подготовки молодых препода- вательских кадров. Одновременно с этим преподаватели других учебных заведе- ний массово посещали лекции и занятия советских специалистов и переносили советскую модель преподавания в свои вузы. В-четвертых, в период работы в Народном университете Китая советские специалисты внесли большой вклад в подготовку учебных материалов. Согласно статистическим данным, в период с 1950 г. по 1957 г. советскими специалистами при содействии китайских преподавателей было составлено 101 учебное посо- бие. Учебные пособия, написанные советскими специалистами, научные работы и пособия, рекомендованные ими, их лекции, а также доклады и выступления советских специалистов по различным вопросам организации университетского преподавания, научной и управленческой работы имели огромное значение для развития как Народного университета, так и системы высшего образования КНР. В-пятых, советские специалисты внесли огромный вклад в стимулирование начальных научных исследований путем знакомства китайских преподавателей с принципами организации научных исследований в СССР, многочисленных высту- плений по проблемам организации научного процесса, организации первых науч- ных конференций и семинаров для представления результатов своих исследований. В целом, советские специалисты, распространяя в Народном университете научные знания, знакомя китайских коллег с опытом советской революции и совет- ского социалистического строительства, передавая опыт образования в советских высших учебных заведениях, сыграли огромную стимулирующую роль в деле строительства Народного университета. Работа и практическая деятельность советских специалистов по подготовке педагогических кадров на начальном этапе создания Народного университета также имела огромное значение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=