XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
268 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII В данной работе мы кратко рассмотрим упоминания указанных народов в эпических текстах: «Брахманда-пурана», «Вайю-пурана», «Вишну-пурана», «Матсья-пурана», «Бхагвата-пуране», «Юга-пурана». В лингвистическом трактате «Махабхашья» Патанджали. В религиозных буддийских и джайнийских текстах: «Калакачарья-Катханака», «Тилояпаннатти», «Калпанамадитика». Единственной исторической хроникой может считаться только «Раджатарангини»Калханы. Недав- ние археологические исследования показали, что с новыми находками свидетель- ства, представленные в данных текстах, в значительной степени подтверждаются. В древний период в Индии не существовало отдельного «исторического жанра», который был бы четко отделен от других областей знания, в отличие от западной и китайской традиции. 1 Одним из основных видов текстов в первых веках н.э. были пураны. Пураны одновременно легендарны и историчны—это универсалистские космологические истории, составленные адептами теистических религиозных направлений шиваизма и вайшнавизма, датируемые 1-ми вв. н. э. 2 Так, в «Брах- манда-пуране», «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», щаки рассматриваются как млеччхи, пришедшие из-за пределов Индии 3 . Кроме того, в пуранах содержится генеалогия царей: «Брахманда-пурана», «Вайю-пурана» и «Матсья-пурана» упо- минают восемнадцать царей-щаков; в то время как в «Вишну-пуране» и «Бхагва- та-пуране» только шестнадцать царей-щаков и четырнадцать тушкаров. 4 «Юга Пурана» (I в. до н. э. — I в. н. э.) состоит из двух глав в рамках более круп- ного текста «Гарги Самхиты». Произведение состоит из 115шлок, написано в форме пророчества на смеси санскрита и пракрита. Это самый обширный индийский текст, описывающий вторжение в страну яванов (индо-греков) и щаков во II и I вв. до н. э. Патанджали (II в. до н. э.) — автор лингвистического трактата «Махабхашьи», использовал двандву 5 «щака-явана». Указанные народы являются наиболее близ- кими в социальном и политическом отношении народами, поскольку они упоми- наются вместе во многих древнеиндийских текстах. В первую очередь это связано с тем, что в первой половине I в. до н. э. щаки и яваны правили одновременно на разных территориях Северной Индии, а в дальнейшем, щаки сместили яван, став их приемниками. В буддийских и джайнских произведениях также встречаются важные сведе- ния. Анонимная «Калакачарья-Катханака», описанная в «Кальпасутре» (V в. н. э.) повествует о роли святого джайна Калака и щакских правителей, участвовавших 1 Houben Jan E. M. The Brahmin Intellectual: History, Ritual and ‘Time Out of Time // Journal of Indian Philosophy, 2002. Vol. 30. No. 5. 465 p. 2 Thapar R. Early India: From Origins to AD 1300.University of California Press, 2004. 555 p. 3 Smith V. A. The Śakas in Northern India // ZDMG, 1907. Vol. 61. P. 403–421. 4 Satpathy B. B. Indian Historiography. Bhubaneshwar, Utkal University, 2007. 268 p.; Pargiter F. E. Ancient Indian Historical Tradition. London: Oxford University Press, 1922. 368 p. 5 Санск. dvandva —«пара». Термин древнеиндийской грамматической традиции, обозначающий лингвистическое соединение, в котором несколько отдельных существительных объединяются в единое сложное слово.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=