XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 267 Источниковедение и историография Индии особо подчеркивается, что единственным достойным и присущим для правителя способом движения может быть только верховой. Поскольку в условиях войны правитель должен вести себя как командир и военный вождь, передвигаться он может исключительно на коне. Образ командира и конного воина в условиях боевых действий неразрывно связаны, как неразрывно связаны военные и граж- данские полномочия правителя. Куда бы не следовал правитель во время войны, даже если маршрут и не связан с военными действиями, он всегда должен пере- двигаться верхом на коне. В целом, практика движения/передвижения правителя в рамках концепции идеального сикхского государства не мыслилась в качестве самостоятельной, обла- дающей особой и самостоятельной ценностью сферой. В силу высокой степени схематичности и условности модель не глубоко разработала данное направление. Однако выделение способов движения правителя, а в некоторых случаях и обсто- ятельств такого движения, позволяет говорить о комплексном представлении сикхов о функционале и особенностях реализации властных полномочий своего идеального правителя. Денисенко В. Л. (НГПУ, ИАЭТ СО РАН, Новосибирск) Древнеиндийские письменные источники по истории саков/индо-скифов и юэчжи/кушан 1 Свидетельства о народах Центральной Азии и их миграции на территорию Северной Индии в эпоху раннего железного века содержатся в различных письмен- ных источниках древности и средневековья. В древнеиндийских эпических и рели- гиозных произведениях имеются многочисленные упоминания о щаках (саках) и тушкарах (юэчжи/кушанах). Тем не менее, существует ряд дискуссионных вопросов относительно именования указанных народов. Индо-скифские племена в Индии именовались «щака», как вариант индийского экзонима «саки». Однако, термин «щака» в ряде текстов используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. К таковым, по нашему мнению, относятся упоминания в эпических произведениях «Рамаяне» и «Махабхарате». Юэчжи и кушаны именуются в индийских письменных источниках тукхарами/тушарами. Эдвин Г. Пуллибланк в своем исследовании отметил, что юэчжи, тукхары/тушары и затем кушаны относились к одному народу 2 . 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22–78–10121, https:// rscf.ru/project/22– 78–10121/ 2 Pulleyblank E. G. Chinese and Indo-Europeans // J. R.A. S., 1966.P. 9–39; Pulleyblank E. G. Why Tochariansн, Journal of Indo-European // Studiesн, 1995. Vol. XXIII. P. 415–30.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=