XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 265 Источниковедение и историография Индии той статуе дары в огромном количестве, и здесь есть некоторые люди, что приносят воду за шестьсот миль, чтобы омыть ступни этой статуе» 1 . Кроме того, описывая Шри-Ланку, Бальби упоминал «пагоды», построенные китайцами. В целом, описание Бальби содержит больше деталей, относящихся к рели- гиозной жизни Южной Азии, чем травелог Федеричи, хотя сочинения обоих венецианцев сохранили ряд уникальных для европейских источников об Индии подробностей. Особую ценность рассказам Бальби придает фиксация слухов и новостей в разнородной торгово-мореходной среде — преимущественно среде португальских опорных пунктов в Южной Азии. Травелоги Федеричи и Бальби наглядно отражают восприятие религий, обычаев и храмов Южной Азии венеци- анскими купцами, «личностями второго плана», не проявлявшими сколько-нибудь серьезного интереса к доктринальной стороне мировоззренческих традиций субконтинента, однако далекими от слепого воспроизведения португальских географических клише и стремившимися фиксировать вероисповедание, религи- озные центры и практики населения в качестве маркеров описаний определенных городов, областей и стран. Демичев К. А. (Нижегородский институт управления —  филиал РАНХиГС, Нижний Новгород) Практика движения/передвижения правителя в рамках концепции идеального сикхского государства в Прем Сумараг Концепция идеального сикхского государства начала формироваться еще в XVII в., однако целостный характер она приобрела только в XVIII в., когда фактически были завершены основные процессы формирования сикхской государственности. Идейный конструкт идеальной формы государства нашел отражение в таком специфическом источнике, как Прем Сумараг (в переводе с панджаби — Путь любви/истинный путь любви), который представлял собой разновидность рахит-нама (rahit nāmā). Вплоть до сегодняшнего дня рахит-нама представляют собой своеобразные инструкции поведения и набор руководящих принципов, определяющих поведения сикхов, объединенных в рамках милита- ризованного братства Халсы . Самый ранний из известных в настоящее время списков Прем Сумараг датиру- ется 1801 г. Однако временем его создания большинство исследователей считают первую половину XVIII в., но не ранее 1708 г. Несмотря на разные датировки 1 Ibid. P. 79.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=