XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 263 Источниковедение и историография Индии сикхов- халса и сахадждхари взаимодополняли друг друга: «к сахадждхари отно- шение [со стороны сикхов-халса] было не просто терпимым; как и халса, сахад- жадхари так же контролировали сикхские святыни, формулировали собственную теологию, мифологию, — словом, весь корпус своей традиции. На основе этого возникла богатая религиозная культура, в которую комфортно встраивались аскеты, домохозяева, воины и многие другие» 1 . На таком фоне разнообразие священных текстов, имевших хождение в Панджабе, как и внутренняя эклектика многих из них представляются вполне логичными и объяснимыми. Возчиков Д. В. (УрФУ, Екатеринбург) Религиозные практики Южной Азии в двух венецианских травелогах второй половины XVI века Доклад посвящен образам религиозных традиций Индии и Шри-Ланки в двух травелогах венецианских купцов — «Путешествии в Восточную Индию и за пре- делы Индии» Чезаре Федеричи (1587, путешествовал по Востоку в 1563–1581 гг.) и «Путешествии в Восточные Индии» Гаспаро Бальби (1590, путешествовал в 1579–1588 гг.). Обоим сочинениям присуща тяга к наглядности и заниматель- ности изложения. Наличие ряда заимствований в травелоге Бальби из сочинения Федеричи не обесценивает труд Бальби и скорее отражает присущий жанру траве- лога консерватизм, в рамках которого повторение уже известного рассматривалось как признак достоверности сообщений. Венецианские купцы во второй половине XVI в. оставались серьезными конкурентами португальцев в восточной торговле. Оба путешественника придерживались стереотипного для европейской опи- сательной традиции деления жителей Востока по религиозному признаку на «мавров» (Mori, мусульман) и «язычников» (Gentili), к которым относились после- дователи всех неавраамических религий, включая индуизм и буддизм. Индуистские и буддийские статуи венецианские путешественники называли заимствованным из португальского лексикона термином «пагода» (pagodo). В трафарет описания территорий в травелогах обычно входила информация о вероисповедании их населения или правителя. Федеричи, излагая недавнюю историю индуистской державы Виджаянагар, подчеркивал, что главной причиной поражения ее войска в 1565 г. от коалиции мусульманских султанатов при Таликоте была измена слу- живших Виджаянагару «капитанов-мавров». Чезаре Федеричи более всего удивляли погребальные обряды индуизма. Купец, часто видевший сцены кремации, отмечал: «Страна Бенгалия (Bengala) с некото- 1 Oberoi H. Op. cit. P. 137.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=