XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

262 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII Дасам-грантх — «Книга десятого гуру», т.е. Гобинда Сингха, — соединила в себе обе традиции: она воспевала Всевышнего в его воинственном, «железном» обличье — том, который был взят на вооружение халсой , и одновременно содер- жала колоссальный индусский компонент—пестрый и многоликий. Присутствие второго, правда, далеко не всеми духовными авторитетами воспринималось одно- значно даже на этапе институциализации книги. В Дасам-грантх включены религиозные трактаты, мифологические нарративы, биографические истории, предания/сказки, а также перечень видов оружия. Если гимны разных авторов, собранные в Гуру-грантх, сфокусированы главным образом на обретении освобождения посредством медитации и повторения Божественного Имени, то Дасам-грантх представляет собой гораздо менее логичную подборку, поскольку в нее входят и сюжеты из пуран, и разные блоки нерелигиозного характера. Большая часть книги написана на брадже, за исключением текстов «Чанди-чаритра»(составлен на панджаби) и «Зафар-нама» (на персидском языке; в Дасам-грантх записан в графике гурмукхи ). Предметом дискуссии были и оста- ются следующие вопросы: история компоновки книги; авторство ее компонентов; уместность включения в нее большого корпуса текстов, связанных с индуизмом. Диапазон мнений по поводу авторства Дасам-грантх крайне широк: от высказы- ваемых авторитетными, по преимуществу сикхскими, исследователями и религиоз- ными деятелями, склонными приписывать авторство всей книги Гобинду Сингху, до соображений тех, кто полагает, что Дасам-грантх целиком была составлена по его указанию. Этот вопрос важен прежде всего потому, что ответ на него определяет статус книги в глазах сикхов и степень ее «святости»: если Дасам-грантх—цели- ком творение десятого гуру, то она безоговорочно является священным текстом; в противном случае она целиком или частями попадает в категорию религиозной литературы. Не случайно проблема авторства разделов книги была и остается наиболее дискуссионным вопросом в академической среде. В силу своей специфики вторая по значимости священная книга сикхов часто рассматривается в сопоставлении с Гуру-грантх. Однако и религиозные деятели, и рационально мыслящие сикхские интеллектуалы призывают отказаться от такого подхода, указывая на уникальность и самодостаточность обоих текстов, а также на их объективную связь друг с другом. Британские источники начала XIX в. подтверждают, что Дасам-грантх занимала особое место в сикхском социуме: она считалась «столь же священной во всех отношениях, как и Ади-грантх Нанака и его непосредственных преемников» и использовалась наряду с Ади-грантх при посвящении в  халсу 1 . «Уравнивание» значимости двух священных текстов — по крайней мере, до 1870–1880-х годов — говорило об особом отношении сикхов к Гобинду Сингху, фактически завершившему процесс институциализации учения Нанака. Очевидно, что на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв. нормы и традиции 1 Malkolm J. Sketch of the Sikhs; a Singular Nation Who Inhabit the Provinces of the Penjab, Situated Between the Rivers Jumna and Indus. London, 1812 (1810). P. 173, 182, 185.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=