XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

Россия и Восток. К 300-летию СПбГУ. Материалы конгресса 259 Источниковедение и историография Юго-Восточной Азии Следующий этап научного интереса к женской и гендерной проблематике наступил после Августовской революции 1945 г. Некоторые современные авторы трактуют это время как «государственный феминизм», понимая под ним совокуп- ность патронируемым государством социально-политических действий и науч- ных изысканий 1 . Приводной ремень этих действий был институционализирован в виде Союза женщин Вьетнама (Hội li n hiệp phu n Việt Nam), сами действия воплощены в развитии семейного законодательства, главной чертой которого стало предоставление больших прав женщинам 2 . Можно сказать, что в плане «продвижения женщин» действия на тот момент обгоняли научные исследова- ния. Последние в 1950–1970-е гг. преимущественно были сконцентрированы на изображении ярких примеров участия женщин в национально-освободительных движениях, о чем свидетельствуют многочисленные публикации о героинях напо- добие Сестер Чынг, Ба Чиеу на страницах центрального исторического журнала «Изучение истории». Таким образом репрезентация женщин в историческом нарративе постколониального периода сместила акцент с «женской добродетели» на «женский патриотизм». Примерно с 1990-х гг., периода активной интеграции Вьетнама в систему международных отношений, произошел постепенный переход от собственно «женских исследований» к более широким «гендерным исследованиям», а с начала XXI в. — к интерсекциональности. Последний термин, также именуемый как теория пересечений, подразумевает исследование пересечения различных форм или систем угнетения, доминирования или дискриминации. Все это породило огромное множество узкоспециализированных тем, которыми занимаются вьет- намские и западные исследователи. В самом Вьетнаме главным центром подобной активности выступает учрежденный в 1987 г. Институт семейных и гендерных исследований (Viện nghi n cứu gia đình và gi i). Фактически с самого первого этапа интереса к женской проблематике в первой половине XX в. началось формирование представления о социально-правовом статусе вьетнамской женщины в доколониальное время как о маркере националь- ной идентичности. Посредством обращения к женщине можно было характери- зовать суть вьетнамской цивилизации как преимущественно воспроизводившую китайскую, или же самобытную. На концептуальном уровне это наиболее ярко проявилось в полемике вокруг имущественного права вьетнамских женщин. Об этой научной дискуссии, равно как и о некоторых других достойных внимания концепциях рассказывается в самом докладе. 1 Подробнее об этом— см. H ơng Thu Nguyễn and Helle Rydstrom. Feminism in Vietnam. Women’s Studies, Gender Research, and Intersections // Routledge Handbook of Contemporary Vietnam. P. 404–422. 2 Анализ семейного законодательства — см. Сюннерберг М. А. Развитие семейного законода- тельства во Вьетнаме (конец XIX в. — 1976) // Вьетнамские исследования: электронный научный журнал. 2019. № 1. С. 60–73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=