XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

258 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VII матика — роль и место женщины в традиционном, колониальном и современном обществе, гендерное равноправие, семейное законодательство. В докладе показаны исторические этапы интереса к женской теме, продемонстрированы основные темы подобных работ, ключевые концепции и узловые проблемы изучения. Вьетнамская историографическая традиция, сформировавшаяся под непосред- ственным влиянием неоконфуцианства со свойственным ему ригоризмом в межпо- ловых отношениях, оставляла женщин за пределами исторического процесса. Роль и место женщины в официальной парадигме сводились к воспитанию детей и под- держанию домашнего очага, а потому редкие упоминания о них в исторических хрониках и официальных изданиях преимущественно ограничивались семейной сферой. Написанные уже в XX–XXI в. общие работы по истории Вьетнама — как в самой стране, так и за рубежом— были сконцентрированы в первую очередь на политической истории (а не социальной, или, к примеру, истории повседневности), а потому вновь оставляли женщин вне исторической памяти. Между тем глубинные изменения, произошедшие с вьетнамским обществом в колониальный период (зарождение национализма, влияние «печатного капита- лизма» и распространение латинизированной письменности взамен иероглифики) поставили перед вьетнамской интеллектуальной элитой ряд жизненно важных вопросов переосмысления собственного социально-культурного опыта—и «жен- ский вопрос» стал одной из главных составляющих общественной мысли Вьетнама первой половины XX в. Размышления о женщинах и развитие различных женских движений во Вьетнаме были обусловлены более широким контекстом — сменой культурных ценностей и политической борьбой. На страницах бурно развивающейся в 1920– 19340-е гг. прессы, в т. ч. специализированной женской прессы, обсуждались многие волнующие общество вопросы— свободы вступления в брак, право жены на развод, уместность многоженства, проблема получения женщинами образова- ния, содержание понятия «женская добродетель». Совокупный объем этих публи- каций по-настоящему огромен — к примеру, изданная в 2017 г. книга, в которую были включены публицистические тексты по поводу «женского вопроса» лишь одного литератора Фан Кхоя, насчитывает свыше 600 страниц 1 . Можно утверждать, что именно в те годы в стране зародились первые «жен- ские исследования» (women’s studies), пусть на тот момент самими их авторами, равно как и их читателями, и не воспринимавшимися в качестве самодостаточных профильных научных исследований. Можно их охарактеризовать как «творческие интеллектуальные изыскания с претензией на научное обоснование». При этом творчество тех публицистов служит для современного исследователя своеобраз- ным индикатором царивших в то время общественных настроений, понятий и суждений, многие из которых сам же они и формировали. 1 Phan Khôi. Vấn đề phụ nữ ở nước ta. Lại Nguyên Ân giới thiẹu vàsưu tạp. (Фан Кхои. Женский̆ вопрос в нашей̆ стране. Составитель и вступительная статья — ЛайНгуен Ан). NXB Phụ nữ. 2017.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=