XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

252 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VII ные законы оказали относительно небольшое влияние на существовавшую ранее плюралистическую правовую систему 1 . В 1511 году, султан Махмуд-шах и его последователи отступили в Джохор, и использование Малаккского кодекса (с небольшими изменениями) продолжалось. Малаккский кодекс был адаптированипризнан в качестве основного кодекса вКедахе, Риау, Понтиаке, а также применялся в судопроизводстве Брунея 2 . Малаккский кодекс оказал большое влияние законов ина других территориях, например, вПаханге. Замет- нымрезультатомвлияния на источники права стало принятие «Девяносто девяти зако- нов» Перака, который был введен до британской колонизации Малайи 3 . До миграции жителей Малакки в индонезийский султанат Ачех, в Ачехе были следующие источники права: Адат бак Потеумеурухом, Хукум бак Сях Куала, Канун бак Путро Пханг, Канун бак Путро Пханг, Реусам бак Лаксамана. Адат бак Потеумеурухом — это обычай, применение которого одобрено пра- вителем и применение которого не противоречит религиозным законам; обычаи, относящиеся к данному виду, в большинстве своем относятся к сфере муамалата. Хукум бак Сях Куала: означает область права, относящуюся к знаниям и фетвам ученых в пределах их полномочий, как носителей юридической власти в Султанате Ачех. Канун бак Путро Пханг — это закон, существовавший ранее, как например Малаккский кодекс и актуальный для применения. Реусам бак Лаксамана — это источники права исходящие, от чиновников, которые имеои право принимать какие-либо решения от имени султана 4 . Благодаря португальским завоеваниям и последующей малаккской эмиграцией Малаккский Кодекс стал основой распространения исламского права на территории Юго-Восточной Азии. Результатом контроля индонезийского Ачеха над малазий- ским султанатом Джохором во время правления султана Искандара Муды (1615– 1636) 5 и Искандара Цани стало фактическое становление Малаккского Кодекса как источника права султаната Ачех: вАчехскомКодексе есть почти идентичные кодексу «Морские законы Малакки» положения, относящиеся к сфере морского права 6 . 1 Shamsul A. B, Islam and Human Rights in a Culturally-Embedded Malaysia (электронный ресурс: http://www.ukm.my/jmalim/images/vol_06_2005/shamsul_amri_2005.pdf) . С. 4. 2 С. В. Тхор. «Малаккский кодекс» как источник по истории малайского права и особенности пенитенциарной системы Малаккского султаната, Труды Института востоковедения РАН. Вып. 2: Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады / Отв. ред. выпуска Л. В. Горяева, В. Н. Настич. М.: ИВ РАН, 2017. С. 298 3 Hassim M. H., Mustapa A. M., Baharuddin A. H., History of the Implementation of Islamic Law in Malaysia: An Overview of the Islamic Judicial System in Malacca, с. 64, Journal of Muwafaqat. Vol. 2, No. 2, 2019, pp. 59–72 4 Basori H., Hukum Islam Nusantara: Diaspora Undang-Undang Malaka di Kesultanan Aceh Abad Ke-17, Jurnal Tashwirul Afkar Vol. 38, No. 02, c. 235 5 Боксер Ч. Голландское господство в четырех частях света. XVI–XVIII века / Перевод О. Лапи- ковой. М.: Центрполиграф, 2018. С. 181. 6 Basori H., Hukum Islam Nusantara: Diaspora Undang-Undang Malaka di Kesultanan Aceh Abad Ke-17, Jurnal Tashwirul Afkar. Vol. 38. No. 02. С. 242.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=