XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.
250 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VII структуризацию монашеской общины по «основным частям» и «уровням» и сви- детельствовало о существовании дихотомии «Бангкок — провинции». Издание спустя почти 30 лет нового указа о сангхе (в 1941 г.) было напрямую свя- зано с кардинальными переменами в политической жизни страны. 24 июня 1932 г. произошел государственный переворот, в результате которого была упразднена абсолютная монархия; в том же году была составлена первая в истории Таиланда конституция. Смена государственного строя естественным образом ознаменовалась и идеологическими сдвигами: «После упразднения абсолютной монархии новые правящие элиты стремились к легитимизации демократического правительства, пропагандируя знаменитые идеалы — свободу, равенство и братство» 1 . Буддийская сангха достаточно легко нашла себе место в новом общественно-по- литическом устройстве. По мысли известного антрополога Стэнли Тамбайи, это произошло во многом потому, что «никто не ставил под сомнение значение сангхи и буддийской религии в фундаментальном смысле; новые политические лидеры были традиционалистами в вопросах религии и считали, что монахи не должны участвовать в политике, а чистота религии зависит (как и прежде) от соблюдения монахами правил Винаи-питаки (...)» 2 . В обозначенных условиях и составлялся Указ 1941 г.: революционное пра- вительство во главе с премьер-министром Пхибуном Сонгкхрамом (1938–1944) стремилось демократизировать церковную организацию и привести ее в соответ- ствие с организационным устройством политической системы. Именно «демокра- тизация» сангхи называлась главной целью издания нового указа о монашеской общине 3 . По мнению авторитетного ученого Питера Джексона, «новый указ был направлен на снижение того влияния, которое оказывали на сангху монахи Дхам- маютика-никаи. Новый указ о сангхе подорвал авторитет этого промонархического буддийского ордена и наделил административной властью монахов Маха-никаи» 4 . С точки зрения автора, обеспокоенность состоянием буддийской религии, которую проявило новое правительство, была продиктована в первую очередь его стремлением к собственной легитимизации. Об этом, в частности, свидетель- ствует прописанная в тексте указа 1941 г. 5 , «особая задача» — пересмотр текстов Трипитаки (т. е. попытки укрепления сангхи, утверждения единого толкования буддийского канона): ратуя за необходимость его проведения, новоявленный 1 Suksamran S. Buddhism and Politics in Thailand: A Study of Socio-Political Change and Political Activism of the Thai Sangha. Singapore: Institute of Southeast Asian Studies, 1982. P. 41. 2 Tambiah S. World Conqueror and World Renouncer. A study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. Cambridge, 1976. P. 248. 3 Tiyavanich K. Forest Recollections: Wandering Monks in Twentieth-Century Thailand. Honolulu: University of Hawaii Press, 1997. P. 189. 4 Jackson P. Buddhism, Legitimation and Conflict: The Political Functions of Urban Thai Buddhism. Singapore: ISEAS, 1989. Р. 27–28. 5 พระราชบัญญัติคณะสงฆ์ พ . ศ . ๒๕๐๕ [Королевский указ о сангхе от 1941 года] // сайт правитель- ственной газеты Ратчакиттьанубекса / URL: http://www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/2484/A/1391. PDF (дата обращения 10.01.2023). С. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=