XXXII Международный конгресс ИИСАА. 26–28 апреля 2023 г.

240 XXXII Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI призму военной организации 1 . Результаты изучения военного дела кыргызов нашли отражение в его монографии, вышедшей в 1980 г. 2 Д. Г. Савинов, используя терминологию Ю. В. Бромлея, отнес государство кыргызов после 840 г. к общностям «третьего порядка» — государственным или этносоциальным, которые характеризуются единством экономики, внутренней организации (управление, администрация, идеология, распространение государ- ственного языка и письменности) и внешней политики 3 . Схожее суждение принад- лежит С. А. Плетневой, относящей Кыргызский каганат периода великодержавия к обществам третьей стадии кочевания (наряду с Уйгурским каганатом) 4 . В последние годы появились работы М. Дромпа и Р. Барфильда, ревизующие выводы о «кыргызском великодержавии», где кыргызы называются «дикими кочевниками с окраин Сибири». На наш взгляд, подобные взгляды не основаны на имеющемся массиве исторических источников. В докладе мы планируем остановиться на критике этих заявлений на основании археологических и пале- оклиматических данных. Lazarenko E. (Kyrgyz-Russian Slavic University, Kyrgyzstan) Sociocultural and ethnopolitical preconditions for the penetration and spread of Buddhism in Central Asia In modern Kyrgyz science, Buddhist studies are extremely new, unlike similar studies in Russian science of the 20th and early 21st centuries, which contain a very deep analysis of both theoretical and practical heritage of Buddhism, both Far Eastern and Tibetan. At the same time these cross-cutting studies belonged, for the most part, either to general works on Buddhism in general, or to separate comparatives studies. As a result, on the one hand, there is very extensive material and qualitative analytics on the object of our study, but at the same time its subject — the complexes formed by the relationship between ontology and practice — are usually recognized and studied in the context of other subject areas. Putting doctrinal-practical complexes in their integrity into the subject area is justified in the context of a synthetic study of Mahayana 1 Он же. Структура военной организации у кыргызов в IX–X вв. // Из истории Сибири. Вып. XXI. Томск, 1976. С. 207–213. 2 Он же. Вооружение енисейских кыргызов VI–XII вв. Новосибирск, 1980. 3 Савинов Д. Г. Об этническом аспекте образования раннеклассовых государств Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху раннего средневековья // Этногенез и этническая история тюркоя- зычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979. С. 42–43. 4 Плетнева С. А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982. С. 193.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=